Работа первостольника складывается из почти безграничного перечня знаний, умений и навыков. Стать лучшим совсем не просто, ведь профессия постоянно развивается – увеличивается число препаратов, меняются инструкции, необходимо овладевать навыками коммуникабельности для решения самых различных задач.
Как его можно осуществить?
Для начала необходимо обратиться к нормативному документу – Постановлению Правительства РФ № 1081 «Положения о лицензировании фармацевтической деятельности» (в ред. от 15.04.2013).
В нем указывается, что должность заведующего аптекой может занять специалист, имеющий высшее фармацевтическое образование и стаж работы по специальности не менее трех лет, либо имеющий среднее фармацевтическое образование и стаж работы по специальности не менее пяти лет.
Итак, если у Вас есть необходимая квалификация – образование и опыт работы, то перед Вами лежат следующие возможности: во-первых, это путь к заветному креслу в большой аптеке. Этот путь предполагает последовательное прохождение нескольких должностей:
Прохождение этого пути позволит освоить всю специфику работы в аптеке, узнать все тонкости –
от работы первостольником,
далее – администратором,
заместителем заведующей Аптекой,
и как вершина – руководство всей аптекой целиком.
В небольших аптеках этот путь может быть гораздо короче – вплоть до того, что вчерашний первостольник может сразу стать заведующим аптеки. И еще несколько лет назад в этом не было ничего удивительного – бурный рост числа аптек стимулировал быструю карьеру, причем как в крупных аптеках, так и в небольших.
Сейчас ситуация немного другая – рост аптечного бизнеса происходит не в ширь, за счет увеличения географии (открытия новых аптек), а в глубь – путем привлечения новых клиентов, удержания старых и конечно же, увеличения среднего чека. Поэтому сверх стремительную карьеру стало делать гораздо сложнее. С другой стороны, это дает возможность в полной мере понять все особенности специальности, а не делать этого, уже находясь в руководящем кресле.
Каковы практические шаги в достижении заветной цели? Они незначительно отличаются в крупной аптеке и в небольшой. Небольшая аптека предполагает, что все сотрудники находятся на виду, и все их достижения и ошибки сразу становятся известными.
В большой аптеке это не всегда так. Вдобавок, кадровые решения могут приниматься исходя из более бизнес-ориентированных критериев, в то время как в небольшой аптеке немного большую роль играет человеческое отношение. Это не означает, что в небольшой аптеке достаточно быть милой с владельцем и не знать всего остального, тем более, что багаж знаний у заведующей аптеки должен быть значительно большим, чем у любого фармацевта или провизора.
Работа заведующей аптеки - это в первую очередь
умение управлять людьми, умение их мотивировать, знать их цели и пытаться совмещать цели персонала с целями организации.
Если аптека сетевая, то не менее важная часть работы заведующей – умение «ладить» с центральным офисом, выполнять бизнес-планы и постоянно требовать со своих подчиненных выполнения корпоративных стандартов, в том числе – повышать «средний» чек.
Заведующей аптекой необходимо знать, как происходят все процессы в аптеке, освоить все тонкости закупки препаратов, поиска выгодных дистрибьюторов, осуществлять контроль документации, разбираться в мерчендайзинге и маркетинге, помнить о правильном хранении препаратов, и знать хотя бы основы трудового и налогового права.
Перечень знаний и умений большой, но его вполне можно освоить. Нужно составить план, который будет включать в себя максимально полный перечень знаний и компетенций, необходимый заведующему.
Следующий пункт плана – это проверка собственных умений, с целью определения – все ли навыки из необходимых наличествуют?
Далее необходимо разобраться, где и как можно получить недостающие знания. Все, что связано с управлением персоналом, основами трудового и налогового права достаточно широко преподается на разнообразных курсах. А вот для того, чтобы получить знания из аптечного раздела, лучшего всего иметь опытного наставника, который уже имеет опыт работы заведующим аптекой, причем лучше всего – именно того формата, который собираетесь возглавить и Вы.
Крупные сетевые аптечные организации проводят для начинающих руководителей различные обучающие мероприятия – это и стажировки, и выдача методических материалов по различным направлениям деятельности, и тренинги для получения самых разных навыков, и, конечно же – наставничество. Заведующим небольших аптек часто приходится со многими вопросами разбираться самостоятельно, зато путь до заветного кресла гораздо короче.
Какой бы путь Вы не выбрали, помните, что под лежачий камень вода не течет.
Расширяйте свой профессиональный круг знакомств, постепенно выходя на уровень людей, которые могут помочь Вам в карьерном росте – в «своей» или «чужой» организации.
Что бы получить заветное предложение необходимо проявлять активность, причем исключительно по делу. Ваши предложения внутри организации должны при этом совпадать с ожиданием руководства.
Текущие задачи должны выполняться на «отлично», а Ваш потенциал виден всем. Не всегда это приносит немедленный эффект – ведь любой руководитель опасается излишней активности подчиненных, тревожась за свое место.
Но звезда вашего потенциала должна продолжать светить ярко и ровно, чтобы лицо, принимающее решение, всегда знало, где можно найти перспективного сотрудника!