ТОР-20 компаний e-com сегмента российской фармацевтической розницы по итогам 1-2 кв. 2023 г.
По данным RNC Pharma доля ЛП, реализуемых с доставкой до потребителя, по итогам 1-2 кв. 2023 г. не превышает 4,5-5% от общего денежного объёма e-com канала. За прошедший год уровень концентрации в сегменте вырос на 3,7%. Даже несмотря на сокращение объёма инвестиций в он-лайн и падение размера выручки со стороны ряда топовых компаний ситуация за пределами двадцатки выглядит ещё хуже.
Фотобанк Лори
- В 1-2 кв. 2023 г. общая выручка организаций, входящих в ТОР-20, достигла 142,8 млрд. руб. (в ценах конечного потребления, включая НДС), с учётом нелекарственного ассортимента это приблизительно 90,1%. За прошедший год уровень концентрации в сегменте вырос на 3,7%.
- Абсолютным рекордсменом с точки зрения динамики в ТОР-20 компаний стала «Алое», относительно 1-2 кв. 2022 г. продажи которой в рамках сегмента выросли в 4 раза. Продолжает активно развивать онлайн направление «Апрель» (рост на 77%). Высокие темпы показывает так же «Ютека» (+54%), при этом агрегатор сейчас объединяет почти 55% российских аптек.
- Худший результат с точки зрения динамики по итогам 1-2 кв. 2023 г. продемонстрировала «Аптека.ру», за год продажи компании потеряли 8%. Однако стоит иметь в виду высокую базу прошлого года, а также факт, что компания является абсолютным лидером сегмента электронной коммерции на фармрынке. Сопоставимый спад фиксируется по компании «Аптека25.рф» из Владивостока, здесь относительно 1-2 кв. 2022 г. падение на 6%.
- Перспективы возобновления роста в сфере электронной коммерции напрямую связаны с действующим запретом на дистанционную реализацию рецептурного ассортимента, снижающим привлекательность как для клиентов, так и для компаний. В конце июня 2023 г. Минздрав РФ отчитался о промежуточных результатах эксперимента по продаже Rx-препаратов, за три месяца пилотного проекта было обработано порядка 80 рецептов. Даже с учётом возможности свободной онлайн торговли ОТС-категории, доля ЛП, которые оформляются с доставкой, по нашим оценкам не превышает в среднем по стране 4,5-5% от общего объёма e-com канала в денежном выражении.
ТОР-20 аптечных сетей и объединений по доле продаж через собственные он-лайн сервисы по итогам 1-2 кв. 2023 г.**
№ |
Компания* |
Центральный офис |
Объём валовых e-com продаж в 1-2 кв. 2023, млрд. руб. |
Прирост продаж относительно 1-2 кв. 2022, %, руб. |
Доля1 на розничном-коммерческом сегменте фармрынка (ЛП + не ЛП) по итогам 1-2 кв. 2023, %, руб. |
---|---|---|---|---|---|
1 |
Аптека.Ру |
Новосибирск |
34,8 |
-8 |
3,9 |
2 |
Ригла |
Москва |
14,8 |
25 |
1,6 |
3 |
Еаптека2 |
Москва |
13,1 |
6 |
1,4 |
4 |
Апрель |
Краснодар |
9,8 |
77 |
1,1 |
5 |
Неофарм |
Москва |
8,7 |
32 |
1,0 |
6 |
ОАС Эркафарм и Мелодия Здоровья2 |
Новосибирск |
7,9 |
30 |
0,9 |
7 |
Здравсити |
Москва |
7,7 |
3 |
0,9 |
8 |
АСНА2 |
Москва |
7,2 |
0,2 |
0,8 |
9 |
ИРИС |
Москва |
6,5 |
5 |
0,7 |
10 |
Ютека |
Москва |
6,2 |
54 |
0,7 |
11 |
Фармленд |
Уфа |
4,3 |
38 |
0,5 |
12 |
Аптечная сеть 36,62 |
Москва |
3,8 |
7 |
0,4 |
13 |
Здоров.ру |
Москва |
3,7 |
7 |
0,4 |
14 |
Вита (Самара) |
Самара |
3,4 |
12 |
0,4 |
15 |
Монастырев.рф |
Владивосток |
3,0 |
7 |
0,3 |
16 |
Планета Здоровья2 |
Пермь |
3,0 |
4 |
0,3 |
17 |
Имплозия2 |
Самара |
2,2 |
29 |
0,2 |
18 |
Алоэ (Ранее Эдифарм) |
С.-Петербург |
1,1 |
304 |
0,1 |
19 |
Ваша №1 |
Москва |
0,9 |
24 |
0,1 |
20 |
Аптека25.рф |
Владивосток |
0,8 |
-6 |
0,1 |
1 - доля рассчитана от суммарного объёма коммерческого розничного рынка ЛП и парафармацевтики РФ |
|||||
2 - экспертная оценка |
|||||
Источник RNC Pharma®: Рейтинг российских аптечных сетей |
* в числе представителей e-com сегмента мы учитываем только организации, в которых в качестве базового ассортимента представлена лекарственная продукция, также в данных объёмах не включена выручка представителей серого онлайн бизнеса, связанных с поставками в Россию оригинальных препаратов из других стран, и сервисы, продающие незарегистрированные в России дженерики
** в рейтинг не включена компания ozon.ru по причине отказа предоставления необходимых для расчёта данных
- Поделиться:
Главный редактор — Т. Ю. Ходанович. Тел: +7 (495) 120-44-34, email: hello@pharmedu.ru
Публикация № P-36373