Популярные теги

Стратегическое планирование в аптеке: выбор оптимальной модели

22 июля 2014
Любая коммерческая организация, будь то крупная компания или небольшая частная фирма, рано или поздно сталкивается с необходимостью разработки стратегии своего дальнейшего развития. Стратегия определяет основные цели и задачи предприятия, а также ресурсы для их достижения, в долгосрочной перспективе. Современные аптеки – это коммерческие организации, и они также подчиняются правилам стратегического планирования.   Стратегическое планирование обычно проходит в несколько этапов, при этом оно основывается на двух составляющих: теории менеджмента и интуиции руководителя. Следует признать, что два этих компонента по отдельности малоэффективны: если полагаться только на теоретические выкладки в отрыве от реальности, можно столкнуться с непредвиденными трудностями, и наоборот, сложно добиться значимых результатов, ориентируясь лишь на собственное видение перспектив, которое может оказаться попросту слишком узким. Теоретические знания при разработке стратегии необходимы для полномасштабного анализа текущей ситуации в компании с последующим прогнозом будущего, а также они помогают выработать системное мышление. Практический опыт и интуиция, в свою очередь, позволяют руководителю правильно оценить изменяющиеся внешние условия и правильно отреагировать на изменения.   Таким образом, весь процесс разработки стратегии складывается из составляющих так называемого «золотого треугольника», сторонами которого являются
  1. рациональный анализ состояния рынка и самой компании;
  2. интуитивный прогноз будущего;
  3. планирование социальных процессов.
При оценке состояния рынка и положения компании следует опираться на чёткие количественные показатели. Эмоции здесь неуместны. Для начала необходимо выявить проблемные места в компании или, выражаясь медицинским языком, «поставить диагноз». Затем оценить имеющиеся ресурсы, понять, какие из них можно задействовать при решении задач, а также определиться с ограничениями. Всё это поможет поставить конкретные цели и выработать нужные управленческие решения. Далее следует создать несколько различных вариантов действий и проанализировать их с точки зрения расходования ресурсов (временных, финансовых, человеческих). Полезно оценить риски, спрогнозировать возможные отклонения в показателях. Имея достаточно полную картину разных вариантов, значительно проще выбрать из них оптимальный и приступить к его осуществлению. На этапе непосредственного осуществления запланированных действий необходимо контролировать отклонения между планом и фактом, своевременно получать обратную связь, чтобы правильно реагировать на текущие изменения.   Для чего руководителю может пригодиться интуиция? Дело в том, что зачастую компания вынуждена действовать в условиях неопределённости. На выбор правильных решений в таком случае может повлиять имеющийся опыт руководителя работать в режиме интуитивно-ситуативного управления. Однако не следует забывать, что интуитивный подход, по возможности, должен сопровождаться анализом имеющихся конкретных данных. И, конечно, если руководитель принимает решения, опираясь исключительно на свой опыт и своё видение ситуации, он рискует столкнуться с проблемой неумения делегировать полномочия, что несомненно приведёт к снижению эффективности управления организацией. Как показывает практика, для того, чтобы поддерживать высокий уровень эффективности управления и успешно совмещать интуитивный и рациональный подходы, следует применять так называемое скользящее планирование. При таком планировании итоги деятельности по выбранным показателям подводятся ежемесячно, и это позволяет вовремя скорректировать дальнейшие планы.   Немаловажным аспектом при разработке и реализации долгосрочной стратегии является планирование социальных процессов. К таким процессам могут относиться любые изменения в области кадров (ротация персонала, обучение, организационные изменения и др.), изменения, связанные с органическим ростом (открытие новых аптек), изменения форматов аптек и ряд других. Ведь, в конце концов, реализацией всех намеченных планов занимаются люди, и именно от персонала зависит, станут ли эти планы реальностью.   Автор    Емельянова Екатерина
Сетевое издание PHARMEDU (18+) зарегистрировано в Роскомнадзоре 12.07.2019 г. Номер свидетельства Эл №ФС77-76297. Учредитель — Общество с ограниченной ответственностью «ФАРМЕДУ» (ОГРН 1185074012881).
Главный редактор — Т. Ю. Ходанович. Тел: +7 (495) 120-44-34, email: hello@pharmedu.ru
Публикация № P-8317
Мы используем файлы cookies. Оставаясь на сайте, вы принимаете условия. ОК