Спрос на препараты для лечения деменции в России третий год подряд растёт двузначными темпами
За первые семь месяцев 2025 г. на розничном рынке России было реализовано препаратов для лечения деменции на сумму свыше 5 млрд руб. (в розничных ценах, включая НДС) — это на 16,2% больше показателей аналогичного периода прошлого года.
По информации базы данных «Аудит розничных продаж ЛП в России (total sell out)» аналитической компании RNC Pharma с января по июль россияне приобрели более 2,9 млн упак. подобных средств — за год натуральное потребление выросло на 14,4%. Заметим, что спрос на препараты для лечения деменции увеличивается третий год подряд. По итогам 2024 г. в рознице было приобретено более 4,5 млн упак. подобных средств (+13,6% по сравнению с 2023 г.) на сумму более 7,85 млрд руб. (+18,4%), в то время как, годом ранее было реализовано менее 4 млн упак., на сумму 6,63 млрд руб.
Максимальный рост рублёвого объёма в категории отмечался в Приволжском и Северо-Кавказском Федеральных округах. По отношению к периоду январь-июль 2024 г. расходы на эту группу препаратов здесь выросли на 17,8% и 17,1% соответственно. При этом максимальный денежный объём продаж традиционно приходится на Центральный ФО, который обеспечивает более 32,5% рынка в руб., и почти 31% натурального объёма. Относительно января-июля 2024 г. в Центральном ФО динамика фиксировалась на уровне +11%, как в руб., так и в упак. Примечательно, что в большинстве регионов страны активным спросом пользуется немецкий бренд Акатинол Мемантин от «Мерц фарма», исключением в этот период были Уральский, Северо-Кавказский и Дальневосточный ФО, в которых лидируют небрендированный препарат Мемантин и Нейромидин от латвийской «Олайнфарм».
На российском розничном рынке весь ассортимент препаратов для лечения деменции сформирован за счёт 4-х МНН. Большую часть расходов формируют препараты с действующим веществом мемантин, основную роль среди них играет Акатинол Мемантин — однако если в прошлом году препарат оттягивал на себя более половины всех расходов в рамках данной МНН, то в текущем году его доля снизилась до 49,4% в руб. При этом наблюдается рост роли некоторых отечественных аналогов, два производителя начали выпуск препарата в конце 2024 г. и в начале текущего года. Акатинол Мемантин абсолютный лидер в группе с долей порядка 27,1% от стоимостного объёма. На второй строчке рейтинга находятся небрендированные производители мемантина, в отчётный период в рознице зафиксированы продажи продукции 11 компаний, в числе которых лидирует «Вертекс», а в совокупности эти продукты занимали 20,3% категории. При этом важно отметить, что популярность мемантина может быть связана с применением его в практике некоторых врачей off-label, в частности в педиатрии при ЗПРР, аутизме и некоторых других когнитивных нарушениях.
Третью позицию сохраняет за собой Нейромидин (МНН ипидакрин) от Олайнфарм с долей рынка 17,9%. В пределах ТОР-10 снижение продаж в отчётный период зафиксировано у двух брендов: Ипигрикс от «Гриндекс» (-21%) и Меманталь производства «Сотекс» (-6%). Максимальной динамикой отметился небрендированный Ипидакрин от четырёх различных компаний — по отношению к январю-июлю 2024 г. совокупные продажи марки выросли на 93% в руб. и на 89% в упак.
Таб. ТОР-10 торговых марок препаратов для лечения деменции (группа N07D – по классификатору EphMRA), по объёму денежных продаж на российском розничном фармрынке в январе-июле 2025 г.
№ |
ТМ |
Корпорация |
Доля в январе-июле 2025 г., %, руб. |
Динамика к периоду январь-июль 2024 г., %, руб. |
1 |
АКАТИНОЛ МЕМАНТИН |
МЕРЦ ФАРМА |
27,1 |
16 |
МЕМАНТИН |
ВЕРТЕКС + 10 компаний |
20,3 |
27 |
|
3 |
НЕЙРОМИДИН |
ОЛАЙНФАРМ |
17,9 |
0,03 |
4 |
АКСАМОН |
ПИК-ФАРМА |
15,8 |
14 |
5 |
ИПИДАКРИН |
СЕВЕРНАЯ ЗВЕЗДА + 3 компании |
6,7 |
93 |
6 |
МЕМАНТИН КАНОН |
КАНОНФАРМА |
3,6 |
13 |
7 |
ЭКСЕЛОН |
НОВАРТИС |
2,7 |
21 |
8 |
МАРУКСА |
КРКА |
1,9 |
12 |
9 |
ИПИГРИКС |
ГРИНДЕКС |
1,4 |
-21 |
10 |
МЕМАНТАЛЬ |
СОТЕКС |
1,2 |
-6 |
Источник: RNC Pharma® Аудит розничных продаж ЛП в России (total sell out) |
- Поделиться:
Главный редактор — Т. Ю. Ходанович. Тел: +7 (495) 120-44-34, email: hello@pharmedu.ru
Публикация № P-37249