RNC Pharma: только 4 из 15 топовых игроков сферы e-com на фармацевтическом рынке делают упор на развитие нелекарственного ассортимента
Общий объём он-лайн продаж/бронирования продукции аптечного ассортимента (ЛП + парафармацевтика) в России по итогам 2020 г. достиг 137,5 млрд руб. (в ценах конечного потребления, включая НДС), доля сегмента в общем объёме российского фармрынка, с учётом нелекарственного ассортимента составляет 9,3%. В числе представителей e-com сегмента мы учитываем только организации, в которых в качестве базового ассортимента представлена лекарственная продукция, так же в данных объёмах не включена выручка представителей серого он-лайн бизнеса, связанных с поставками в Россию оригинальных препаратов из других стран, и сервисы, продающие незарегистрированные в России дженерики.
Организации, входящие в ТОР-15, в прошлом году обеспечили выручку на уровне 108 млрд. руб. (в ценах конечного потребления, включая НДС), это порядка 78,5% от общего объёма операций в рамках e-com сегмента в России за 2020 г. Доля топовых организаций по итогам года несколько скорректировалась вниз, по сравнению с результатами 1-3 кв. 2020 г., тогда она составляла 78,6%. Это происходило за счёт активного развития игроков за пределами топа.
Лидирует, как и прежде «Аптека.ру», по итогам 2020 г. доля компании на розничном-коммерческом рынке ЛП составила 2,8% в рублях, остальные 14 компаний, входящих в топ, формируют в сумме ещё 4,02%. Примечательно, что «Аптека.ру» повышенное внимание уделяет парафармацевтической продукции, так что доля компании на рынке нелекарственного ассортимента, реализующегося в аптечной рознице, составляет рекордные 5,28%. Остальные топовые игроки объединяют всего 3,6% данного рынка.
Ближайший аналог лидера рейтинга e-com игроков – компания «Здравсити» по итогам прошлого года расположилась на 12-й строчке, доля организации на розничном-коммерческом рынке ЛП составила 0,1%, и соответственно 0,19% в отношении парафармацевтики. Вообще абсолютное большинство крупных компаний (11 из 15-ти) делают упор именно на развитие лекарственного ассортимента, помимо «Аптека.ру» и «Здравсити» повышенное внимание к парафарме уделяют только «Сбер Еаптека» (2-я строчка в топе e-com игроков) и «Областной аптечный склад» (Челябинск) – 13-е место.
Тройку игроков-лидеров замыкает партнёрство «ИРИС», в отношении лекарственного ассортимента доля организации сопоставима с показателями «Сбер Еаптека» (0,5%), но за счёт меньшего объёма операций с парафармацевтикой компания уступает ей в общем зачёте. Впрочем, организация активно развивается, в частности в январе 2020 г. к объединению присоединилась сеть «Фармаимпекс» - один из крупнейших игроков российского фармритейла, так что в ближайшее время расстановка в рейтинговых таблицах, очевидно, изменится.
Максимальный упор на лекарственный ассортимент из числа топовых e-com игроков делает сеть «НеоФарм», компания занимает 5-ю строчку рейтинга с долей на розничном-коммерческом рынке ЛП по итогам 2020 г. 0,48%.
ТОР-15 аптечных сетей и объединений по доле продаж через собственные онлайн сервисы по итогам 2020 г.*
№ |
Аптечная сеть |
Расположение центрального офиса |
Доля на рынке, %, руб. |
||
Рынок в целом, без ЛЛО1 |
Парафарма |
ЛП |
|||
1 |
Аптека.ру |
Новосибирск |
3,39 |
5,28 |
2,80 |
2 |
Сбер Еаптека |
Москва |
0,56 |
0,75 |
0,50 |
3 |
ИРИС |
Москва |
0,49 |
0,47 |
0,50 |
4 |
ГК Эркафарм |
Москва |
0,46 |
0,38 |
0,49 |
5 |
НеоФарм |
Москва |
0,42 |
0,23 |
0,48 |
6 |
Аптека-Таймер |
Пермь |
0,40 |
0,29 |
0,43 |
7 |
Ригла |
Москва |
0,36 |
0,33 |
0,37 |
8 |
АСНА |
Москва |
0,31 |
0,31 |
0,32 |
9 |
Монастырев.рф2 |
Владивосток |
0,29 |
0,28 |
0,30 |
10 |
Аптечная сеть 36,62 |
Москва |
0,25 |
0,18 |
0,28 |
11 |
Фармленд |
Уфа |
0,18 |
0,12 |
0,19 |
12 |
Здравсити2 |
Москва |
0,12 |
0,19 |
0,10 |
13 |
ОАС Челябинск |
Челябинск |
0,03 |
0,04 |
0,03 |
14 |
Социальная аптека |
Ростов-на-Дону |
0,02 |
0,02 |
0,02 |
15 |
Планета Здоровья2 |
Пермь |
0,02 |
0,02 |
0,02 |
1 - доля рассчитана от суммарного объёма коммерческого розничного рынка ЛП и парафармы РФ |
|||||
2 - экспертная оценка |
|||||
Источник RNC Pharma®: Рейтинг российских аптечных сетей |
*в рейтинг не включена компания ozon.ru по причине отказа предоставления необходимых для расчёта данных
- Поделиться:
Главный редактор — Т. Ю. Ходанович. Тел: +7 (495) 120-44-34, email: hello@pharmedu.ru
Публикация № P-35075
- Читайте также Научно-практическая конференция «ШКОЛА ПЕРВОСТОЛЬНИКА» Научно-практическая конференция «ШКОЛА ПЕРВОСТОЛЬНИКА» 5 декабря 2024 года в Казани с трансляцией на Pharmedu.
- Читайте также Научно-практическая конференция «ШКОЛА ПЕРВОСТОЛЬНИКА» Научно-практическая конференция «ШКОЛА ПЕРВОСТОЛЬНИКА» 5 декабря 2024 года в Иркутске с трансляцией на Pharmedu.