Рейтинг аптечных сетей по итогам 1 квартала 2024 года
Аптечный рынок продолжает удивлять показателями. Ожидалось, что рынок вернется к привычным сезонным трендам и росту в пределах 10%. Но 1 квартал 2024 года опять увеличился довольно существенными темпами +21% к показателю 1 квартала 2023 года в стоимостном выражении.
Фотобанк Лори
В итоге за первые три месяца 2024 года емкость продаж через аптеки составила 509 млрд руб. Наложилось несколько факторов, которые привели к такой динамике. Во-первых, в начале года был высокий уровень заболеваемости ОРВИ и гриппом. Во-вторых, инфляция на лекарства продолжает расти. Так, за первые три месяца индекс цен уже на уровне 4%, а, сравнивая с уровнем цен в 1 квартале 2023 года, можно сказать, что инфляция составляет порядка 11%. То есть половина роста 2024 года приходится на инфляционный фактор.
Из положительного: рынок растет не только в рублях, но и в упаковках +7,5%, что в том числе связано и с восстановлением спроса после пиковых взлетов и падений, спровоцированных внешними факторами.
Высокая рыночная динамика отражается и на результатах, которые демонстрируют аптечные сети. Так, из ТОП-20 двенадцать игроков растут больше, чем на 20% в обороте за 1 квартал 2024 года к аналогичному периоду 2023 года. Совокупно продажи ТОП-20 аптечных сетей выросли на 25,5%. Концентрация аптечных сетей на рынке увеличилась до 64,7% (в 1 квартале 2023 года показатель был 60,0%). Прирост в большей мере обеспечен более высокой динамикой сетей из ТОП-20, чем динамика рынка в целом, а также увеличением количества точек, которыми управляют лидеры рынка: если в 1 квартале 2023 года на ТОП-20 приходилось 34,0 тыс. точек, то по итогам 1 квартала 2024 года ТОП-20 игроков управляют уже 38,9 тыс. аптек.
Аптечные точки пользуются всеми инструментами, которые предлагает рынок для увеличения эффективности. В первую очередь речь идет о маркетинговых ассоциациях. Причем очень хорошо видно, что аптеки выбирают контракты во всех объединениях, а не состоят как раньше в одной организации. Но активный рост числа участников у крупных ассоциаций закончился.
Отдельно отметим замедление темпа прироста сегмента аптечных онлайн-продаж. Кратный рост был еще в 2022 году, а вот начиная с 2023 года увеличение объемов бронирования лекарств и парафармацевтики стало сравнимо с показателями роста аптечного рынка в целом. В 1 квартале 2024 года аптечный eCom вырос на 31%, что всего на 10% выше динамики продаж коммерческого сегмента.
Рейтинг ассоциаций и аптечных площадок по итогам 1 квартала 2024 года