Популярные теги

Продажи российского лечебного энтерального питания выросли на 61%, динамика втрое выше средних отраслевых показателей

5 августа 2025

Российский розничный рынок лечебного энтерального питания (включая онлайн-канал) второй год подряд демонстрирует двухзначные показатели роста. В 1-2 кв. 2025 г. рублёвый объём продаж вырос на 19,3%, а натуральное потребление увеличилось на 14,3% по сравнению с аналогичным периодом 2024 г.

Согласно информации базы данных «Аудит розничных продаж специализированного питания в России (total sell out)» аналитической компании RNC Pharma с января по июнь текущего года было реализовано 8,1 млн упак. (более 2 тыс. тонн) анализируемой продукции на сумму 3,4 млрд руб. (в розничных ценах, включая НДС). Суммарно за весь 2024 г. в рознице было продано 14,8 млн упак. (3,7 тыс. тонн) на сумму 6 млрд руб.

В данной категории, продолжается стремительное развитие e-com сегмента, по отношению к 1-2 кв. 2024 г. онлайн-продажи энтерального питания увеличились на 36,3% в стоимостном выражении. В традиционных точках спрос также вырос, но динамика существенно ниже, на уровне 11,4%. В анализируемом периоде доля онлайна увеличилась на 3,5 процентных пункта (п.п.) до 35,9% в руб. Натуральное потребление лечебного питания в сегменте e-com выросло за год на 29,2%, в офлайне рост составил 9,3%, доля интернет-продаж в этот период достигла 28,5%.

По итогам первой половины 2025 г. на рынке насчитывалось 44 бренда лечебного питания, включающих 316 SKU. Свою продукцию в этот период в ритейле представляли 16 компаний, причём свыше 84% расходов покупателей в категории приходится на продукцию представителей первой тройки. Несколько лет на рынке абсолютным лидером выступает компания из Нидерландов «Нутриция» (подразделение «Данон»), на которую приходится более 36,9% рублёвого объёма рынка. В данной категории у корпорации в отчётный период насчитывалось 10 торговых марок, ключевая из них — Нутридринк, обеспечивающая около 85% натурального объёма продаж компании. На втором месте американская «Эбботт», занимающая 32,2% в рублях. Важно отметить, что в натуральном выражении «Эбботт» безусловный лидер (62% в упак.), тогда как «Нутриция» контролировала лишь 16,5% продаж. Замыкает тройку лидеров французская «Нестле» с долей 15,3% в рублях и 5,9% в упаковках. Заметно различается динамика продаж указанных компаний, «Нутриция» прибавляет за год 19%, что фактически соответствует средним по отрасли темпам развития. Показатели «Эбботт» чуть скромнее, порядка 16%, а хуже всего среди лидеров дела идут у «Нестле», продажи компании за год выросли всего на 9%.

В первой десятке половина рейтинга представлена российскими производителями, однако их доля в общем объёме пока невелика: всего около 12% в натуральном выражении и 9% в стоимостном. Общая рублёвая динамика по продукции отечественных производителей зафиксирована на уровне 61% в руб. Наибольший объём продаж среди отечественных игроков фиксируется у «Инфаприм», который занимает 5,8% рынка в руб. Компания представляет на розничном рынке два продукта Нутриэн и Нутриген. Все участники ТОР-10 в первом полугодии показали уверенный рост, максимальные показатели отмечались у компании «Фармалакт» — за год продажи продукции увеличились в 6,7 раз в руб. и в 9,4 раза в упак. В конце прошлого года на рынок также поступил новый специализированный продукт для диетического лечебного питания больных фенилкетонурией от компании «Арт Современные Научные Технологии» и производитель сразу вошёл в десятку лидеров.

Среди всех представленных в первом полугодии 2025 г. на розничном рынке брендов, первенство сохраняет Педиашур производства «Эбботт» с ростом продаж в руб. на 16,3%. Вторую позицию сохраняет за собой Нутридринк от «Нутриция» — за год продажи его выросли на 22,2%. Тройку замыкает продукт Альфаре от корпорации «Нестле», по сравнению с январём-июнем 2024 г. отмечается снижение натурального потребления бренда на 3,1%, но рублёвая динамика зафиксирована на уровне 6,1%.

Таб. ТОР-10 корпораций на российском розничном рынке лечебного энтерального питания, по объёму денежных продаж в 1–2 кв. 2025 г.

Корпорация

Страна регистрации производителя

Доля в 1–2 кв. 2025, %, руб.

Динамика к 1–2 кв. 2024, %, руб.

1

НУТРИЦИЯ (ДАНОН)

НИДЕРЛАНДЫ

36,9

19

2

ЭББОТТ

США

32,2

16

3

НЕСТЛЕ

ФРАНЦИЯ

15,3

9

4

ИНФАПРИМ

РОССИЯ

5,8

43

5

ФРЕЗЕНИУС АГ

ГЕРМАНИЯ

4,2

29

6

ЛЕОВИТ НУТРИО

РОССИЯ

3,1

109

7

Б.БРАУН

ГЕРМАНИЯ

2,2

11

8

ПРОТЭНФАРМА

РОССИЯ

0,2

26

9

ФАРМАЛАКТ

РОССИЯ

0,1

573

10

АРТ СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

РОССИЯ

0,03

новинка

Источник: RNC Pharma®, Аудит розничных продаж специализированного питания в России (total sell out)

Теги
статистика
Поделиться:
Сетевое издание PHARMEDU (18+) зарегистрировано в Роскомнадзоре 12.07.2019 г. Номер свидетельства Эл №ФС77-76297. Учредитель — Общество с ограниченной ответственностью «ФАРМЕДУ» (ОГРН 1185074012881).
Главный редактор — Т. Ю. Ходанович. Тел: +7 (495) 120-44-34, email: hello@pharmedu.ru
Публикация № P-37191
Мы используем файлы cookies. Оставаясь на сайте, вы принимаете условия. ОК