Продажи российского лечебного энтерального питания выросли на 61%, динамика втрое выше средних отраслевых показателей
Российский розничный рынок лечебного энтерального питания (включая онлайн-канал) второй год подряд демонстрирует двухзначные показатели роста. В 1-2 кв. 2025 г. рублёвый объём продаж вырос на 19,3%, а натуральное потребление увеличилось на 14,3% по сравнению с аналогичным периодом 2024 г.
Согласно информации базы данных «Аудит розничных продаж специализированного питания в России (total sell out)» аналитической компании RNC Pharma с января по июнь текущего года было реализовано 8,1 млн упак. (более 2 тыс. тонн) анализируемой продукции на сумму 3,4 млрд руб. (в розничных ценах, включая НДС). Суммарно за весь 2024 г. в рознице было продано 14,8 млн упак. (3,7 тыс. тонн) на сумму 6 млрд руб.
В данной категории, продолжается стремительное развитие e-com сегмента, по отношению к 1-2 кв. 2024 г. онлайн-продажи энтерального питания увеличились на 36,3% в стоимостном выражении. В традиционных точках спрос также вырос, но динамика существенно ниже, на уровне 11,4%. В анализируемом периоде доля онлайна увеличилась на 3,5 процентных пункта (п.п.) до 35,9% в руб. Натуральное потребление лечебного питания в сегменте e-com выросло за год на 29,2%, в офлайне рост составил 9,3%, доля интернет-продаж в этот период достигла 28,5%.
По итогам первой половины 2025 г. на рынке насчитывалось 44 бренда лечебного питания, включающих 316 SKU. Свою продукцию в этот период в ритейле представляли 16 компаний, причём свыше 84% расходов покупателей в категории приходится на продукцию представителей первой тройки. Несколько лет на рынке абсолютным лидером выступает компания из Нидерландов «Нутриция» (подразделение «Данон»), на которую приходится более 36,9% рублёвого объёма рынка. В данной категории у корпорации в отчётный период насчитывалось 10 торговых марок, ключевая из них — Нутридринк, обеспечивающая около 85% натурального объёма продаж компании. На втором месте американская «Эбботт», занимающая 32,2% в рублях. Важно отметить, что в натуральном выражении «Эбботт» безусловный лидер (62% в упак.), тогда как «Нутриция» контролировала лишь 16,5% продаж. Замыкает тройку лидеров французская «Нестле» с долей 15,3% в рублях и 5,9% в упаковках. Заметно различается динамика продаж указанных компаний, «Нутриция» прибавляет за год 19%, что фактически соответствует средним по отрасли темпам развития. Показатели «Эбботт» чуть скромнее, порядка 16%, а хуже всего среди лидеров дела идут у «Нестле», продажи компании за год выросли всего на 9%.
В первой десятке половина рейтинга представлена российскими производителями, однако их доля в общем объёме пока невелика: всего около 12% в натуральном выражении и 9% в стоимостном. Общая рублёвая динамика по продукции отечественных производителей зафиксирована на уровне 61% в руб. Наибольший объём продаж среди отечественных игроков фиксируется у «Инфаприм», который занимает 5,8% рынка в руб. Компания представляет на розничном рынке два продукта Нутриэн и Нутриген. Все участники ТОР-10 в первом полугодии показали уверенный рост, максимальные показатели отмечались у компании «Фармалакт» — за год продажи продукции увеличились в 6,7 раз в руб. и в 9,4 раза в упак. В конце прошлого года на рынок также поступил новый специализированный продукт для диетического лечебного питания больных фенилкетонурией от компании «Арт Современные Научные Технологии» и производитель сразу вошёл в десятку лидеров.
Среди всех представленных в первом полугодии 2025 г. на розничном рынке брендов, первенство сохраняет Педиашур производства «Эбботт» с ростом продаж в руб. на 16,3%. Вторую позицию сохраняет за собой Нутридринк от «Нутриция» — за год продажи его выросли на 22,2%. Тройку замыкает продукт Альфаре от корпорации «Нестле», по сравнению с январём-июнем 2024 г. отмечается снижение натурального потребления бренда на 3,1%, но рублёвая динамика зафиксирована на уровне 6,1%.
Таб. ТОР-10 корпораций на российском розничном рынке лечебного энтерального питания, по объёму денежных продаж в 1–2 кв. 2025 г.
№ |
Корпорация |
Страна регистрации производителя |
Доля в 1–2 кв. 2025, %, руб. |
Динамика к 1–2 кв. 2024, %, руб. |
1 |
НУТРИЦИЯ (ДАНОН) |
НИДЕРЛАНДЫ |
36,9 |
19 |
2 |
ЭББОТТ |
США |
32,2 |
16 |
3 |
НЕСТЛЕ |
ФРАНЦИЯ |
15,3 |
9 |
4 |
ИНФАПРИМ |
РОССИЯ |
5,8 |
43 |
5 |
ФРЕЗЕНИУС АГ |
ГЕРМАНИЯ |
4,2 |
29 |
6 |
ЛЕОВИТ НУТРИО |
РОССИЯ |
3,1 |
109 |
7 |
Б.БРАУН |
ГЕРМАНИЯ |
2,2 |
11 |
8 |
ПРОТЭНФАРМА |
РОССИЯ |
0,2 |
26 |
9 |
ФАРМАЛАКТ |
РОССИЯ |
0,1 |
573 |
10 |
АРТ СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ |
РОССИЯ |
0,03 |
новинка |
Источник: RNC Pharma®, Аудит розничных продаж специализированного питания в России (total sell out) |
- Поделиться:
Главный редактор — Т. Ю. Ходанович. Тел: +7 (495) 120-44-34, email: hello@pharmedu.ru
Публикация № P-37191
- Читайте также Области применения и терапевтические возможности алгинат-антацидного препарата Гевискон® Гевискон® при 7 проблемах желудочно-кишечного тракта
- Читайте также 7 важных фактов о препаратах Стрепсилс + Нурофен Как лекарственные средства Стрепсилс и Нурофен помогают бороться с симптомами ОРВИ.