Наибольшие объёмы покупок лекарственных препаратов жители России делают по понедельникам и пятницам
Фармацевтический рынок обладает ярко выраженной сезонностью спроса, которая естественным образом коррелирует с уровнем заболеваемости по целому ряду нозологий. Однако, динамика потребления довольно сильно различается и внутри конкретных сезонов, при этом здесь есть вполне выраженные и практически стандартные пики и провалы спроса, которые находятся в зависимости от рабочего графика, общенациональных праздников, а также периодичности социальных выплат и зарплат.
По информации базы данных «Аудит розничных продаж ЛП в России (total sell out)» аналитической компании RNC Pharma, минимальные показатели спроса стабильно фиксируются по воскресеньям. На выходных люди планируют отдых или какие-то виды активностей, естественно, если не появляется острая потребность, поход в аптеку откладывается до понедельника. На примере ежедневных продаж в октябре 2024 г. (см. рис.) хорошо видно, что объёмы покупок готовых ЛП по воскресениям колебался в интервале 3,6-3,8 млрд. руб. (в розничных ценах, включая НДС), тогда как средний дневной объём продаж по остальным дням недели за период составляет порядка 5,1 млрд. руб. Помимо выходных слабые показатели спроса фиксируются и во время общенациональных праздников, абсолютным аутсайдером здесь выступает 1-е января, когда значительное количество аптек либо закрыты, либо работают по сокращённому графику, да и вала потребителей в этот период, очевидно, не наблюдается. В 2024 г. в этот день все российские аптеки продали ЛП на скромные 1,46 млрд. руб. — это примерно втрое меньше обычного дневного объёма. В текущем году минимальные значения фиксировались так же 5 мая (2,64 млрд. руб.) и 8 марта (2,92 млрд. руб.).
Абсолютные максимумы в рамках практически всех календарных недель приходятся на понедельники и пятницы, соответственно в первый рабочий день компенсируется отложенный спрос, а по пятницам формируется необходимый запас, чтобы не посещать аптеку в выходные дни. Ситуация характерна как для ОТС, так и для Rx-препаратов, причём падение спроса в категории рецептурных средств на выходных выражено в значительно большей степени.
Как и в любом правиле здесь имеются исключения, так абсолютные пики потребления в пределах практически каждого календарного месяца приходятся на его середину, чаще всего это 15-е, реже 14-е или 16-е числа. В большинстве организаций до 15 числа происходит выплата аванса, что стимулирует всплеск спроса в т.ч. на ЛП, а небольшие сдвиги наблюдаются в случаях, когда 15-е приходится на выходные или праздничные дни. Вторым важным исключением выступает декабрь, последние 2-3 недели года участники розничного рынка работают в авральном режиме, при этом стандартные тренды, характерные для остальных месяцев, тоже несколько трансформируются, вероятно свои коррективы вносят предновогодние хлопоты, которые могут быть связаны как с рабочими процессами, так и с необходимостью покупок подарков и другой атрибутики новогодних праздников.
Рис. Тенденции ежедневных объёмов потребления на розничном-коммерческом рынке ЛП в России за период с 30 сентября по 3 ноября 2024 г. (в розничных ценах, руб., включая НДС)
Источник: RNC Pharma
- Поделиться:
Главный редактор — Т. Ю. Ходанович. Тел: +7 (495) 120-44-34, email: hello@pharmedu.ru
Публикация № P-36891