Популярные теги

На какие препараты «от горла» больше всего тратят деньги россияне

5 ноября 2025

Спрос на препараты для лечения заболеваний горла в России снижается третий год подряд, при этом денежный объём рынка растет за счет увеличения средней стоимости препаратов.

По итогам трех кварталов 2025 г. расходы россиян на препараты для лечения заболеваний горла (R02) в розничном сегменте фармрынка увеличились на 12% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. По информации базы данных «Аудит розничных продаж ЛП в России (total sell out)» аналитической компании RNC Pharma, с января по сентябрь текущего года в российских аптеках было реализовано 83,5 млн упак. подобных ЛП на сумму 35,1 млрд руб. (в розничных ценах, включая НДС), причём натуральное потребление за год снизилось на 2,1%.

Наиболее высокие показатели потребления за последние годы отмечались в 2022 г., тогда аптеки реализовали 128,8 млн упак., с тех пор натуральные объёмы продаж снижаются ежегодно, но при этом фиксируется стабильный рост денежного объёма рынка. Это обусловлено ростом средней стоимости препаратов в категории, к примеру, если в 2022 г. средняя цена на одну условную упаковку не превышала 309 руб., то по итогам девяти месяцев текущего года она достигала уже 420 руб., увеличившись за год на 14,5%, а за три года почти на 36%.

В текущем году максимальные показатели расходов на данную группу средств отмечались в сентябре — за месяц было реализовано 13,4 млн упак. на сумму 5,7 млрд руб. Интересно, что пик продаж анализируемых препаратов в прошлом году также наблюдался в первый месяц осени, объёмы тогда фиксировались на уровне 13,8 млн упак. и 5,1 млрд руб.

На розничном рынке по итогам девяти месяцев 2025 г. насчитывалось 85 торговых марок от 88 корпораций. За последние годы перечень торговых марок пополнился ещё на семь позиций, в основном российского происхождения. Наибольшую долю в группе занимают препараты в форме таблеток и пастилок для рассасывания — в анализируемый период они формировали более 60%, как денежных, так и натуральных продаж.

  • Максимальные расходы россиян приходились на Граммидин от отечественной компании «Валента». С начала года покупатели потратили на приобретение данного препарата более 6 млрд руб. (доля в группе 17,2%), а динамика продаж относительно января-сентября 2024 г. достигла +14,6% в руб. и 0,6% в упак.
  • Второе место сохраняет бренд Стрепсилс («Рекитт Бенкизер»), за год прирост в рублях составил +15%, в натуральном выражении продажи снизились на 9,6%, при этом доля рынка составляла 12% в руб.
  • Тройку лидирующих торговых марок замыкает Тантум от «Сиэсси», с долей 8,1% от стоимостного объёма рынка. За год продажи бренда выросли на внушительные +25,5% в руб. и +10,7% в упак.
  • Характерно, что 4-ю строчку занимает его прямой аналог Ангидак от российской «Гротекс», но выраженными успехами в текущем году продукт похвастаться не может, прирост зафиксирован на уровне 1%.

Важно отметить, что в первой десятке торговых марок снижение денежных продаж относительно 1-3 кв. 2024 г. демонстрируют только две торговые марки: Септолете от «КРКА» (-3%) и Ингалипт, представленный 12 различными производителями (-2%). Максимальный рост в деньгах зафиксирован у немецкого гомеопатического препарата Лимфомиозот, от компании «Хеель» (+52,9%), при этом его натуральное потребление увеличилось на 40,5%. Также по динамике можно выделить препарат Доритрицин от немецкой «Медице Фарма» — прирост отмечался на уровне 40,1% в деньгах и 17,4% в упаковках.

Таб. ТОР-10 торговых марок препаратов для лечения заболеваний горла (R02 по классификации EphMRA) по объёму денежных продаж на российском розничном фармрынке в 1-3 кв. 2025 г.

Торговая марка Корпорация Доля в 1-3 кв. 2025, %, руб. Динамика к 1-3 кв. 2024, %, руб.
1 ГРАММИДИН ВАЛЕНТА 17,2 15
2 СТРЕПСИЛС РЕКИТТ БЕНКИЗЕР 12,0 15
3 ТАНТУМ СИЭССИ 8,1 26
4 АНГИДАК ГРОТЕКС 5,9 1
5 ЛИЗОБАКТ БОСНАЛЕК 5,7 1
6 ДОРИТРИЦИН МЕДИЦЕ ФАРМА 5,2 40
7 ФАРИНГОСЕПТ САН ФАРМАСЬЮТИКАЛ 4,5 7
8 ЛИМФОМИОЗОТ ХЕЕЛЬ 4,2 53
9 СЕПТОЛЕТЕ КРКА 4,2 -3
10 ИНГАЛИПТ ФАРМСТАНДАРТ + 11 компаний 3,8 -2
Источник: RNC Pharma®, Аудит розничных продаж ЛП в России (total sell out)
Теги
статистика
Поделиться:
Сетевое издание PHARMEDU (18+) зарегистрировано в Роскомнадзоре 12.07.2019 г. Номер свидетельства Эл №ФС77-76297. Учредитель — Общество с ограниченной ответственностью «ФАРМЕДУ» (ОГРН 1185074012881).
Главный редактор — Т. Ю. Ходанович. Тел: +7 (495) 120-44-34, email: hello@pharmedu.ru
Публикация № P-37289
Мы используем файлы cookies. Оставаясь на сайте, вы принимаете условия. ОК