Cостоялся передел рынка средств экстренной контрацепции за счёт изменения статуса основных препаратов
Натуральное потребление средств экстренной контрацепции на розничном фармрынке России в 1 кв. 2025 г. снизилось на 7%, сообщает RNC Pharma.
Фотобанк Лори
В России для этих целей в ритейле возможно приобрести средства с действующим веществом левоноргестрел в дозировках 0,75 мг и 1,5 мг.и мифепристон в дозировке 10 мг. Сокращение объёмов продаж произошло за счёт снижения реализации препаратов содержащих мифепристон в дозировке 10 мг, после включения его в перечень ПКУ в сентябре 2024 г., что подразумевает отпуск строго по рецепту и сокращает количество учреждений, где доступна продажа данного препарата. При этом препараты левоноргестрела по решению Минздрава официально были исключены из списка рецептурных, теперь их можно приобрести в любых аптеках и даже онлайн без рецепта.
Согласно информации базы данных «Аудит розничных продаж лекарственных препаратов в России (total sell out)» аналитической компании RNC Pharma, с января по март 2025 г. в рознице было реализовано порядка 531 тыс. упак. препаратов, применяемых для экстренной контрацепции. Из них только 1,4 тыс. приходится на мифепристон, притом, что в 1 кв. прошлого года покупатели приобрели более 176 тыс. упак. данного средства — за год продажи этой группы препаратов в ритейле почти прекратились (-99% относительно января-марта 2024 г.). Резкое снижение продаж мифепристона фиксировалось уже в 2024 г., тогда по отношению к предыдущему году продажи его упали на 56%. Реализация препаратов левоноргестрела за это время напротив, повысилась, по отношению к 1 кв. 2024 г. динамика фиксируется на уровне +34% в упак. и +41% в руб. В первые три месяца 2025 г. россияне приобрели 529,4 тыс. упак. препаратов левоноргестрела на сумму 448,8 млн руб.
В розничном сегменте российского рынка в первые три месяца текущего года насчитывалось всего три торговые марки с МНН левоноргестрел для экстренной контрацепции. Две из которых представлены компанией «Гедеон Рихтер» (Эскапел и Постинор) и одна отечественной «Фармасинтез» (Постиплания). В Государственном реестре лекарственных средств на данный момент помимо перечисленных, зарегистрировано ещё три торговые марки с левоноргестрелом предназначенных для подобных целей. Бренды принадлежат компаниям из Македонии, Индии и Израиля. Однако основной объём продаж обеспечивает «Гедеон Рихтер», на компанию приходится 88% натуральных и порядка 91% рублёвых продаж препаратов левоноргестрела для экстренной контрацепции. Остальной объём приходится на бренд Постиплания от «Фармасинтез», при этом продукт показал внушительную динамику, по сравнению с 1 кв. 2024 г. продажи выросли на 91% в руб. и на 56% в упак. Тем не менее основным выгодоприобретателем от изменения рецептурного статуса препаратов для экстренной контрацепции стал «Гедеон Рихтер», рублёвый объём продаж за год вырос на 37%, в абсолютном выражении это порядка 112 млн руб.
Препараты для экстренной контрацепции на основе мифепристона (10 мг) теперь отпускаются в аптеках строго по рецепту. В 1 кв. 2025 г. на розничном рынке было представлено два отечественных препарата: Женале («Изварино Фарма») и Внеплания («Фармасинтез»). Ещё один бренд от компании «Нижфарм» под наименованием Гинепристон был исключен из реестра в прошлом году по инициативе производителя.
При рассмотрении помесячной динамики продаж препаратов экстренной контрацепции отчётливо видно падение рынка мифепристона и переключение потребителей на безрецептурный левоноргестрел. Причём заметное снижение продаж началось ещё в середине прошлого года, а в сентябре уже фиксировалось резкое падение. К примеру, если в сентябре 2023 г. в ритейле было продано 72,7 тыс. упак. препаратов с мифепристоном, то в сентябре 2024 г. всего 3 тыс. упак. (в 24 раза меньше). В марте 2025 г. продажи сократились ещё значительнее — за весь месяц в стране было реализовано всего 338 упак.
Рис. Ежемесячная динамика объёма продаж препаратов для экстренной контрацепции в розничном сегменте российского фармрынка в январе 2023 г. - марте 2025 г., тыс. упак.
- Поделиться:
Главный редактор — Т. Ю. Ходанович. Тел: +7 (495) 120-44-34, email: hello@pharmedu.ru
Публикация № P-37080