Аптеки Северо-Запада: сети расширяются, рынок стагнирует
1 квартал 2018 года оказался неудачным для аптечного рынка Санкт-Петербурга. Оборот аптек, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, уменьшился на 2,4% — до 12,2 млрд рублей. В целом падение рынка Северо-западного региона составило 1,84% — эта динамика вполне соответствовала общему спаду фармрынка РФ, который в первом квартале опустился в сравнении с тем же периодом 2017 года на 1,9%. Таковы результаты анализа рынка, приведенные компанией RNC Pharma.
В настоящее время в северной столице функционируют 1,8 тыс. аптек, причем полторы тысячи торговых точек представляют собой сетевые структуры разных уровней.
Почти половина рынка Северо-Западного региона принадлежит группе компаний «Эркафарм». Здесь работают около 300 аптек под брендами «Озерки», «Доктор Столетов», «Первая помощь», «Радуга». Развитие сети происходит за счет ребрединга приобретенных аптек и открытия новых торговых точек (в прошлом году появилось 106 аптек).
Другой серьезный игрок региона — аптечная сеть «Ригла», которая насчитывает в округе свыше 300 аптек, работающих в основном под брендом «Будь Здоров», причем пятая часть из них открыта в прошлом году. Более 60 аптек сети находятся в Санкт-Петербурге (в 2017 году здесь появилось 17 новых точек). В Ленинградской области функционирует 21 аптека, однако, новыми являются только три из них. По словам экспертов, аптечные сети «Эркафарм» и «Ригла» практически не ощущают конкуренции друг с другом, так как занимают на рынке разные ниши.
Третья значимая сеть Северо-Запада — «Аптечная сеть 36,6» — в Петербурге и Ленобласти ей принадлежат 95 аптек. Восемь торговых точек открыты под брендом «36,6» остальные — под брендом «Горздрав». С первого января этого года сеть закрыла 11 аптек в связи с их нерентабельностью: появление новых точек продаж, по словам директора по внешним коммуникациям сети Алексея Киселева-Романова, возможно только осенью этого года.
Среди перспективных игроков рынка стоит отметить аптечную сеть компании «Мега Фарм», — она пока не входит в десятку крупнейших сетей, но отличается активным развитием. Из 137 аптек Северо-Западного региона, работающих под брендом «А–Мега», 114 точек были открыты в 2017 году. В этом году откроется еще шестнадцать. Стоит подчеркнуть, выгодную локацию этих аптек — торговые павильоны открыты в магазинах «Пятерочка», «Да, здоров!», и в прикассовых зонах магазинов «Карусель» и «Перекресток». 91 аптека сети работает в Санкт-Петербурге, 27 — в Ленинградской области.
В настоящее время, пояснил Алексей Киселев-Романов, аптечный рынок Северо-Западного региона стагнирует. В прошлом году рост продаж по упаковкам, по отношению к 2016 году, оказался весьма незначительным. «Статистика за первый квартал этого года пока неизвестна, — добавил он, — но, думаю, никаких сюрпризов не будет». Одним из ключевых факторов, формирующих эту динамику, явилось отсутствие роста реальных доходов населения, другим — резкое удешевление рубля. Учитывая, что более 50% рынка до сих пор занимают импортные лекарства, рост цен оказался серьезной нагрузкой на покупателя и негативно отразился на развитии рынка, что в свою очередь привело к процессу закрытия или консолидации мелких торговых точек, не способных в одиночку конкурировать с крупными сетями.
Еще один тренд, который коснется аптечных сетей — разрешение продаж медикаментов через интернет-сети. Это не приведет к закрытию аптек, но заставит их переориентировать потоки продаж. Впрочем, отметил глава отдела внешних коммуникаций сети 36,6, процесс будет происходить поэтапно: пока разрешат лишь продажу безрецептурного ассортимента, где доставку товара можно доверить курьерам. Торговля рецептурными лекарствами будет частичной — забирать заказ придется в аптеке, как в точке выдачи. «В любом случае, сильно рынок не изменится, — сказал Киселев-Романов, — основной поток покупателей останется в офлайн-аптеках. К тому же мелкие сети не будут открывать самостоятельные интернет-витрины — они либо станут сотрудничать с интернет-сервисами, либо полностью откажутся от онлайн-услуг, так как открытие этого канала продаж требует серьёзных капиталовложений, позволить которые могут далеко не все».
Главный редактор — Т. Ю. Ходанович. Тел: +7 (495) 120-44-34, email: hello@pharmedu.ru
Публикация № P-33712