Единственное, что действительно имеет значение для аптечного предприятия, — это мнение покупателя. Если у покупателей недостаточно информации о конкретном предприятии, они сами делают предположения, основываясь на том объеме информации, которым владеют. Следовательно, любое аптечное предприятие должно добиваться формирования прочного благоприятного имиджа в умах покупателей, а это, в свою очередь, приведет к созданию узнаваемого и требуемого образа аптеки, например, аптеки, которой можно доверять.
Одно дело — рассуждать о преимуществах сильной и, главное, подходящей позиции, ориентированной на потенциальных покупателей, а совершенно другое — приступить к созданию такой позиции. Имидж аптечного предприятия зависит от того, как отдельный посетитель аптеки оценивает всю визуальную информацию, которую он получает. Зачастую очень много внимания уделяется созданию названия и логотипа (да и модно стало придумывать себе уникальные названия). Название или логотип является отправной точкой для создания имиджа, хотя их следует рассматривать в совокупности с основным предложением аптечного предприятия. Можно считать, что эта стартовая точка является первичным предложением аптеки, которое со временем обрастает приписываемыми ей ценностями и мнениями покупателей. Для получения нужного результата необходимо обеспечить, чтобы вся информация, которую получают покупатели, была согласованной и надежной. Имидж редко создается с помощью рекламы — действие рекламы очень краткосрочно. Этого часто не понимают, потому что, как правило, реклама более заметна, чем иные факторы, создающие преимущество.
Но необходимо также оценивать прочие виды информации, поступающей к покупателю, которые идут через другие каналы.
+ Опыт, полученный при посещении аптечного предприятия.
+ Удовлетворение, возможно, испытываемое при покупке в нем. + Внешний вид и отношение персонала.
+ Субъективная оценка других покупателей, встреченных в розничном предприятии.
+ Мнения и высказывания третьих сторон.
Вышеприведенный перечень неполон, так как существует множество косвенных источников информации, которые влияют на восприятие имиджа аптечного предприятия. Важным является обеспечение ситуации, при которой все значимые преимущества предприятия стали бы очевидны для покупателей.
При этом необходимо помнить, что слишком частые подчеркнутые сообщения об имидже неубедительны, сбивают с толку, неуместны или, что хуже всего, неотличимы от сообщений конкурентов. Ищите компромисс.
Задача выстраивания коммуникаций с покупателем с целью формирования имиджа не столь легка, как, возможно, она представляется на первый взгляд. Существует множество неконтролируемой вами информации, исходящей от третьих сторон, еще более осложняющей проблему. Также имеет свои соображения по тому или иному вопросу и покупатель, на которого нацелена деятельность аптечного предприятия. И единственный способ — использовать то, что находится под непосредственным контролем.
Так как же ответить на вопросы: как создается имидж? Что является основой для построения имиджа? Как мы уже говорили выше, было бы ошибочно полагать, что это только реклама. Но даже если вы задумаете формировать имидж аптеки посредством рекламы, помните, создание рекламы — лакмусовая бумажка любого бизнеса. Для того чтобы это понять, попробуйте придумать рекламу своей аптеки. Попробуйте ответить на вопрос, что же в ней бесспорно уникально по сравнению с конкурентами. Если после недели работы лучший вариант рекламы звучит по-прежнему слабо и неубедительно, время перестать работать над усовершенствованием рекламы и заняться усовершенствованием вашего продукта — вашего предложения покупателю. Таким образом, прежде чем написать объявление, начать рассылку по близлежащим домам, выпустить рекламный буклет — исправьте все недочеты в вашем предложении покупателю.
Начиная работу по совершенствованию вашего предложения покупателю, исходите из того, что вы обслуживаете плохо. Хуже от этого не будет, но это заставит вас совершенствоваться. Но помните, лучшее — враг хорошего. Важно определить границы вашего совершенства. Для этого спросите себя, кто устанавливает для вас стандарты и требования к вашей деятельности — отрасль, ваше эго или ваши клиенты? В последнем случае вы получите самый сбалансированный результат вашего совершенствования — оптимальный с точки зрения затрат и полученных результатов. А самое главное — изменения заметит ваш покупатель, ваш клиент.
Начиная думать о формировании уникального и бесспорного предложения для вашего покупателя, не ищите, как сделать что- то лучше. Думайте о том, как сделать это иначе. Другой вопрос — что необходимо сделать иначе? Что вообще необходимо исправить в вашем предложении покупателям? Что вы делаете не так? Как это ни печально, люди не скажут вам, что вы делаете не так, даже ваши близкие друзья не скажут вам этого. Ваши потенциальные покупатели не скажут вам, что вы что-то делаете неправильно.
Что же делать, чтобы улучшить качество и привлекательность своего предложения покупателям? Спросите их об этом сами. Их ответы действительно помогут вам своевременно заметить проблемные области в вашей работе, а также ту категорию покупателей, с которыми могут возникнуть проблемы. Но наиболее искренне они будут говорить «за вашей спиной». Таков человек — мы часто говорим неправду или умалчиваем, боясь обидеть или ранить симпатичного нам собеседника.
Привлечение для этой задачи сторонней компании становится очевидной необходимостью. Это повысит честность ответов ваших покупателей и, как следствие, даст вам ясное представление о том, что реально привлекает или отталкивает их в вашей аптеке. Узнайте, что на самом деле покупают ваши клиенты.
Внимательно изучайте каждую точку соприкосновения покупателя с вашей аптекой. Затем постарайтесь концентрировать свои усилия, но совершенствованию каждой из этих точек соприкосновения. Будьте профессиональны, но главное — будьте привлекательны. Помните о том, что, стараясь обращаться только к разуму потребителя, вы рискуете вообще не привлечь его внимания.
Не останавливайтесь на том, в чем нуждается или чего требует ваш покупатель сегодня. Создавайте то, что очарует его. Деятельность аптеки всегда представляет собой некое обещание; ваше призвание — дарить надежду на избавление от болезней. Торговая марка придаст вашему обещанию дополнительную ценность. Вы можете сказать, что создание собственной торговой марки требует миллионов. Это, поверьте, совсем не так. Оно требует воображения. Среднестатистическое имя означает среднестатистический успех. Так что будьте оригинальны. Но помните, в аптеке нет места кричащим лозунгам и высокопарным обещаниям. Оригинальность весьма возможна и приветствуется, но будьте внимательны и осторожны. Название и смысловое наполнение должно быть простым и отражать дополнительные гуманные ценности вашего бизнеса. Не старайтесь создать торговую марку на основе выгодности (например, торговая марка «Дешевая аптека») — это может вступить в противоречие с ценностями доверия и веры в избавление от болезней и недугов.
Ваше позиционирование должно быть однозначным: одно простое непротиворечивое сообщение (например, «Аптека, которой можно доверять», «Аптека-мама, мы заботимся о вас с материнской нежностью»). Своей позицией вы должны выделяться среди ваших конкурентов (будьте оригинальны и привлекайте внимание). И будьте готовы к тому, что вам придется чем-то пожертвовать: нельзя быть сразу всем и для всех, вы должны сосредоточиться на чем-то одном.
Всем понравиться бессмысленно, но именно ограничивая свою целевую аудиторию, вы, как ни странно это звучит, привлекаете к себе все больше внимания со стороны не целевой для вас аудитории. Поясню на примере, который любит приводить известный российский бизнес-тренер Радислав Гандапас: если мы выпустим очередной журнал в стиле Cosmopolitan для всех — обеспечить его заметность будет весьма сложно и затратно, другое дело, если мы выпустим журнал «Для беременных женщин, увлекающихся дайвингом». Можно с уверенностью ожидать неподдельный интерес к этому журналу со стороны уже совсем не беременных женщин и, конечно, совсем не увлекающихся дайвингом.
Работая над созданием имиджа, начинайте с ключевых параметров вашего предложения покупателю — ассортимента, цены и сервиса. Они должны быть безупречны. Все остальное создает дополнительную ценность и лишь усиливает имидж, а не формирует его. Вы должны понимать, что существует определенная последовательность используемых инструментов для создания нужного вам имиджа. Всему свое время. Вы будете заниматься рекламой собственной торговой марки, но будете делать это только после того, когда ассортимент и цена, а также сервис вашей аптеки будут однозначно и позитивно оценены покупателями. Ваш имидж — инструмент «создания» покупателей — изначально формируют сами покупатели.
Используйте для построения имиджа то, что вами контролируется и чем вы можете управлять. Другими словами, фундаментом построения имиджа аптечного предприятия является не абстрактная реклама, а реальное удовлетворение ключевых потребностей покупателя.
Ассортимент — удовлетворение потребности в конкретном лекарственном средстве.
Цена — удовлетворение потребности в доступности и справедливости планируемых затрат.
Мерчандайзинг — удовлетворение потребности в быстроте нахождения требуемого лекарственного средства.
Все начинается с этого, и только потом мы говорим о других факторах влияния, которые формируют отношения и, как следствие, имидж. Начните с малого и привычного — с ассортимента и цены — и вы поймете, что только это сможет значительно изменить имидж вашего предприятия уже сейчас.
Например, ассортимент необходимо рассматривать не просто как набор товаров, а как инструмент удовлетворения потребности. Покупатели склонны часто посещать те аптечные предприятия, где предлагаемые товары соответствуют их требованиям, так что неправильный подбор ассортимента серьезно скажется на потоке посетителей.
Стереотипы поведения покупателей при оценке такого параметра, как цена, очевидны. Любой постоянный покупатель, как правило, выделяет для себя два типа контрольных товаров, по которым происходит оценка такого параметра имиджа, как цена:
+ позиции ассортимента, по которым идет однозначное сравнение с конкурентами;
♦ позиции ассортимента известной ценности для покупателя (частое потребление, хронические заболевания).
Понятно, что эти товары могут и совпадать, но даже если это не так, на оба типа товаров приходится лишь незначительная доля ассортимента в целом, но покупателями они используются для оценки, а значит, влияют на имидж аптечного предприятия.
Другими словами, до тех пор, пока покупатель сравнивает цены и анализирует ценность, ценообразование в аптеке будет являться процессом постоянного анализа. Например, в ситуации, когда стереотип восприятия цены развит очень сильно, необходимо использовать принципы конкурентного ценообразования — это установка определенных цен относительно цен конкурентов. Когда же этот стереотип влияет слабо, вы можете позволить себе не ориентироваться на цены конкурентов, а вкладывать усилия в развитие такого понятия, как ценность вашего предложения покупателям.
Способы коммуникаций с покупателями: ATL или BTL? Легенда термина