Популярные теги

В оптовом сегменте российского фармрынка в начале 2025 г. заметно замедлились консолидационные процессы

4 июня 2025

Общая доля фармацевтических дистрибьюторов в ТОП-25 достигла 74,5%, при этом за год она выросла всего на 0,5 процентных пункта (п.п.), до этого суммарная рыночная доля крупных компаний ежегодно увеличивалась примерно на 0,8-1 п.п. в год, но примечателен не только этот факт, но и то, что максимальный рост рыночной доли сейчас показывают компании в пределах первой десятки лидеров. Компани второго и третьего эшелона в лучшем случае стагнируют, а по большинству из них наблюдается вполне выраженная отрицательная динамика.

В известном смысле уже примерно год полным ходом идёт передел оптового рынка, при этом в выигрышной позиции оказываются наиболее крупные игроки, впрочем, роль играет не столько размер, сколько уровень технической оснащённости и степень диверсификации бизнеса, так что темпы развития даже в первой тройке игроков тоже далеко не равномерны. На ситуацию оказывает влияние не только изменения последних лет в плане отношений с поставщиками и высокие ставки по кредитам, о которых мы говорили в предыдущих обзорах, но и стремительное развитие маркетплейсов, которое приводит не только к оттоку потребителей в онлайн канал, но и обострению ситуации на рынке труда и общему росту стоимости логистических услуг.

Выручка одного только «РВБ» (объединенная компания Wildberries и Russ) в 2024 г. достигла 4,1 трлн. руб. — примерно вдвое выше общего объёма продаж всех российских аптек по лекарственному и нелекарственному ассортименту, а суммарный объём инвестиций в логистическую и IT-инфраструктуру только этого маркетплейса (более 150 млрд. руб.) сопоставим с годовой выручкой таких оптовых компаний как «БСС» или «Ирвин — 2». К тому же онлайн канал массово задействует самозанятых сотрудников, что позволяет фактически получать серьёзные льготы по страховым взносам в отношении линейного персонала. Масштабы и динамика развития российских маркетплейсов требует также огромного количества квалифицированных кадров, что делает необходимым повышение расходов на ФОТ в т.ч. фармацевтическим дистрибьюторам, а оптимизировать их возможно только при условии развитой складской инфраструктуры и высокого уровня автоматизации.

Сейчас в выигрыше оказываются те игроки, кто успел завершить основные вложения в инфраструктурную составляющую до момента резкого повышения стоимости заёмных денег. Учитывая актуальные размеры банковских ставок сейчас инвестиционные возможности ограничены в основном собственными средствами, а общее направление развития для дистрибьюторов всё больше тяготеет к смежным секторам, где уровень доходности выше. Для оптовиков, ориентированных на ритейл — это прежде всего разные розничные форматы. Один из наиболее активных интересантов здесь «Протек», который второй год подряд реализует стратегию экстенсивного развития аптечной сети «Ригла». Процесс характеризуется колоссальной динамикой, а география охватывает буквально всю страну от Дальнего Востока до Калининграда. Темпы развития сети многие на рынке связывают с негласным соревнованием с сетью «Апрель», но драматизм в том, что полностью остаться в стороне от тенденций консолидации, которую стимулируют эти игроки, для участников рынка вряд ли получится. Хотя это и не означает прямой необходимости включаться в неформальную гонку.

Таб. ТОП-25 фармдистрибьюторов по доле рынка прямых поставок ЛП (с учётом бюджетного сегмента фармрынка), в денежном выражении, по итогам 1 кв. 2025 г.

Рейтинг

Дистрибьютор

Центральный офис

Доля на рынке отгрузок в точки конечной реализации ЛП, %, руб.

1 кв. 2025

1 кв. 2024

1

Протек

Москва

12,5

12,3

2

Пульс*

Химки

12,3

13,5

3

Катрен

Новосибирск

11,0

11,5

4

ФК Гранд Капитал

Москва

7,5

7,1

5

Ирвин 2

Москва

5,2

3,0

6

БСС

С.-Петербург

4,0

4,3

7

Р-Фарм

Москва

3,9

3,2

8

Фармкомплект

Н. Новгород

3,4

3,5

9

Фармперспектива*

Самара

2,7

2,3

10

Агроресурсы*

Кольцово

2,2

1,9

11

Ланцет

Москва

1,4

1,3

12

Авеста Фармацевтика

Москва

1,1

1,3

13

Фармимэкс*

Москва

1,1

2,1

14

Здравсервис

Тула

1,0

0,6

15

Интерлек

Москва

0,7

0,5

16

Северо-запад

С.-Петербург

0,7

0,9

17

Фармстор

f97

Москва

0,6

0,6

18

Мед f46 ипал-Онко*

Москва

0,6

0,9

19

Медэкспорт*

Омск

0,6

1,0

20

Нижегородская областная фармация*

Нижний Новгород

0,5

0,6

21

Евросервис

Москва

0,4

0,6

22

Витта компани

Москва

0,3

0,4

23

Мединторг*

Москва

0,3

0,3

24

Фармацевт*

Ростов-на-Дону

0,3

0,3

25

Медикал лизинг-консалтинг

Москва

0,1

0,2

*экспертная оценка

Источник: RNC Pharma®: Рейтинг российских фармдистрибьюторов

Теги
статистика
Поделиться:
Сетевое издание PHARMEDU (18+) зарегистрировано в Роскомнадзоре 12.07.2019 г. Номер свидетельства Эл №ФС77-76297. Учредитель — Общество с ограниченной ответственностью «ФАРМЕДУ» (ОГРН 1185074012881).
Главный редактор — Т. Ю. Ходанович. Тел: +7 (495) 120-44-34, email: hello@pharmedu.ru
Публикация № P-37132
Мы используем файлы cookies. Оставаясь на сайте, вы принимаете условия. ОК