В оптовом сегменте российского фармрынка в начале 2025 г. заметно замедлились консолидационные процессы
Общая доля фармацевтических дистрибьюторов в ТОП-25 достигла 74,5%, при этом за год она выросла всего на 0,5 процентных пункта (п.п.), до этого суммарная рыночная доля крупных компаний ежегодно увеличивалась примерно на 0,8-1 п.п. в год, но примечателен не только этот факт, но и то, что максимальный рост рыночной доли сейчас показывают компании в пределах первой десятки лидеров. Компани второго и третьего эшелона в лучшем случае стагнируют, а по большинству из них наблюдается вполне выраженная отрицательная динамика.
В известном смысле уже примерно год полным ходом идёт передел оптового рынка, при этом в выигрышной позиции оказываются наиболее крупные игроки, впрочем, роль играет не столько размер, сколько уровень технической оснащённости и степень диверсификации бизнеса, так что темпы развития даже в первой тройке игроков тоже далеко не равномерны. На ситуацию оказывает влияние не только изменения последних лет в плане отношений с поставщиками и высокие ставки по кредитам, о которых мы говорили в предыдущих обзорах, но и стремительное развитие маркетплейсов, которое приводит не только к оттоку потребителей в онлайн канал, но и обострению ситуации на рынке труда и общему росту стоимости логистических услуг.
Выручка одного только «РВБ» (объединенная компания Wildberries и Russ) в 2024 г. достигла 4,1 трлн. руб. — примерно вдвое выше общего объёма продаж всех российских аптек по лекарственному и нелекарственному ассортименту, а суммарный объём инвестиций в логистическую и IT-инфраструктуру только этого маркетплейса (более 150 млрд. руб.) сопоставим с годовой выручкой таких оптовых компаний как «БСС» или «Ирвин — 2». К тому же онлайн канал массово задействует самозанятых сотрудников, что позволяет фактически получать серьёзные льготы по страховым взносам в отношении линейного персонала. Масштабы и динамика развития российских маркетплейсов требует также огромного количества квалифицированных кадров, что делает необходимым повышение расходов на ФОТ в т.ч. фармацевтическим дистрибьюторам, а оптимизировать их возможно только при условии развитой складской инфраструктуры и высокого уровня автоматизации.
Сейчас в выигрыше оказываются те игроки, кто успел завершить основные вложения в инфраструктурную составляющую до момента резкого повышения стоимости заёмных денег. Учитывая актуальные размеры банковских ставок сейчас инвестиционные возможности ограничены в основном собственными средствами, а общее направление развития для дистрибьюторов всё больше тяготеет к смежным секторам, где уровень доходности выше. Для оптовиков, ориентированных на ритейл — это прежде всего разные розничные форматы. Один из наиболее активных интересантов здесь «Протек», который второй год подряд реализует стратегию экстенсивного развития аптечной сети «Ригла». Процесс характеризуется колоссальной динамикой, а география охватывает буквально всю страну от Дальнего Востока до Калининграда. Темпы развития сети многие на рынке связывают с негласным соревнованием с сетью «Апрель», но драматизм в том, что полностью остаться в стороне от тенденций консолидации, которую стимулируют эти игроки, для участников рынка вряд ли получится. Хотя это и не означает прямой необходимости включаться в неформальную гонку.
Таб. ТОП-25 фармдистрибьюторов по доле рынка прямых поставок ЛП (с учётом бюджетного сегмента фармрынка), в денежном выражении, по итогам 1 кв. 2025 г.
Рейтинг |
Дистрибьютор |
Центральный офис |
Доля на рынке отгрузок в точки конечной реализации ЛП, %, руб. |
|
---|---|---|---|---|
1 кв. 2025 |
1 кв. 2024 |
|||
1 |
Протек |
Москва |
12,5 |
12,3 |
2 |
Пульс* |
Химки |
12,3 |
13,5 |
3 |
Катрен |
Новосибирск |
11,0 |
11,5 |
4 |
ФК Гранд Капитал |
Москва |
7,5 |
7,1 |
5 |
Ирвин 2 |
Москва |
5,2 |
3,0 |
6 |
БСС |
С.-Петербург |
4,0 |
4,3 |
7 |
Р-Фарм |
Москва |
3,9 |
3,2 |
8 |
Фармкомплект |
Н. Новгород |
3,4 |
3,5 |
9 |
Фармперспектива* |
Самара |
2,7 |
2,3 |
10 |
Агроресурсы* |
Кольцово |
2,2 |
1,9 |
11 |
Ланцет |
Москва |
1,4 |
1,3 |
12 |
Авеста Фармацевтика |
Москва |
1,1 |
1,3 |
13 |
Фармимэкс* |
Москва |
1,1 |
2,1 |
14 |
Здравсервис |
Тула |
1,0 |
0,6 |
15 |
Интерлек |
Москва |
0,7 |
0,5 |
16 |
Северо-запад |
С.-Петербург |
0,7 |
0,9 |
17 |
Фармстор f97 |
Москва |
0,6 |
0,6 |
18 |
Мед f46 ипал-Онко* |
Москва |
0,6 |
0,9 |
19 |
Медэкспорт* |
Омск |
0,6 |
1,0 |
20 |
Нижегородская областная фармация* |
Нижний Новгород |
0,5 |
0,6 |
21 |
Евросервис |
Москва |
0,4 |
0,6 |
22 |
Витта компани |
Москва |
0,3 |
0,4 |
23 |
Мединторг* |
Москва |
0,3 |
0,3 |
24 |
Фармацевт* |
Ростов-на-Дону |
0,3 |
0,3 |
25 |
Медикал лизинг-консалтинг |
Москва |
0,1 |
0,2 |
*экспертная оценка |
||||
Источник: RNC Pharma®: Рейтинг российских фармдистрибьюторов |
- Поделиться:
Главный редактор — Т. Ю. Ходанович. Тел: +7 (495) 120-44-34, email: hello@pharmedu.ru
Публикация № P-37132