В фармрознице максимальную динамику противокашлевых препаратов демонстрируют новинки
Положительную динамику большей частью обеспечивали новинки, представленные на рынке в прошлом и текущем году, наиболее яркие примеры — Эладис и Синтус. Большинство топовых продуктов характеризовались сокращением спроса.
Розничный рынок противокашлевых препаратов (группы R05D и R05F) в России, по итогам января-октября 2025 г. превысил 9,8 млрд руб. (в розничных ценах, включая НДС). Суммарные расходы покупателей в рамках категории относительно аналогичного периода 2024 г. выросли на 3,7%. За десять месяцев россияне приобрели 25,8 млн упак. препаратов, применяемых при кашле, за год натуральное потребление в рамках группы снизилось на 5,9%. Сокращение спроса в упаковках здесь фиксируется не первый год — с 2023 г. ежегодно отмечается отрицательная динамика на уровне −6%.
Всего, по итогам первых десяти месяцев 2025 г. в розничном сегменте рынка (включая онлайн канал) насчитывалось 38 брендов противокашлевых средств от 35 корпораций. Согласно информации базы данных «Аудит розничных продаж ЛП в России (total sell out)» большая часть из всех представленных на рынке брендов демонстрирует снижение натуральных продаж по сравнению с январём-октябрём 2024 г., а в денежном выражении объём продаж в отчётный период падает у 16 наименований. Положительную динамику большей частью обеспечивали новинки, представленные на рынке в прошлом и текущем году, за последние три года мы насчитали шесть таких торговых марок. Наиболее яркие примеры среди новинок — российский бренд от компании «Валента» под наименованием Эладис и торговая марка Синтус, компании «Доминанта». Дебютировав на рынке в начале 2024 г., оба бренда показали существенный рост: их востребованность за год увеличилась в 10 и 3 раза соответственно.
В рейтинговой таблице по итогам первых десяти месяцев текущего года первое место сохраняет Ренгалин от компании «Материа Медика». Сейчас препарат обеспечивает 33,3% всех денежных затрат в категории, относительно января-октября 2024 г. бренд показал динамику на уровне +7%, однако при этом натуральный объём продаж его снизился на 5%. Вторую позицию занимает Гербион, производства словенской компании «КРКА», с долей 11,7% (+12% в руб.). Тройку замыкает Коделак, от «Отисифарм» — в отчётный период препарат обеспечивал 8,9% денежного объёма продаж в группе с динамикой +2% в руб. Примечательно что в лидирующей десятке ТМ в анализируемом периоде только у трёх отмечается увеличение натурального объёма продаж — к ним относятся упомянутый выше Гербион (+3% в упак.), Бронхипрет от «Бионорика» (+1%) и Бронхолитин, компании «Софарма» (+12%). Остальные позиции демонстрировали снижение реализации, наиболее существенное сокращение спроса у бренда Омнитус от «Нижфарм» и Грудного сбора, производства различных компаний — спрос на обе марки за год упал на 14% в упак.
Максимальные темпы роста среди противокашлевых препаратов за пределами «десятки», фиксировалась в отношении бренда Первоцвета сироп с тимьяном от корпорации «Вифитех», представленного на рынке в 2023 г. Относительно января-октября прошлого года продажи препарата выросли в 24 раза.
Таб. ТОР-10 торговых марок противокашлевых препаратов (группы R05D и R05F по классификатору EphMRA, исключая противопростудные ЛП), по объёму денежных продаж на российском розничном фармрынке в январе-октябре 2025 г.
|
№ |
Торговая марка |
Корпорация |
Доля в январе-октябре 2025, %, руб. |
Динамика к периоду январь-октябрь 2024, %, руб. |
|
1 |
РЕНГАЛИН |
МАТЕРИА МЕДИКА |
33,3 |
7 |
|
2 |
ГЕРБИОН |
КРКА |
11,7 |
12 |
|
3 |
КОДЕЛАК |
ОТИСИФАРМ |
8,9 |
2 |
|
4 |
СИНЕКОД |
ГСК |
8,8 |
-14 |
|
5 |
БРОНХИПРЕТ |
БИОНОРИКА |
7,9 |
6 |
|
6 |
ОМНИТУС |
НИЖФАРМ |
7,3 |
-7 |
|
7 |
ГРУДНОЙ СБОР |
КРАСНОГОРСКЛЕКСРЕДСТВА + 6 компаний |
5,4 |
-4 |
|
8 |
ПАНАТУС |
КРКА |
3,8 |
-6 |
|
9 |
АМБРОБЕНЕ СТОПТУССИН |
ТЕВА |
3,2 |
1 |
|
10 |
БРОНХОЛИТИН |
СОФАРМА |
1,9 |
17 |
|
Источник: RNC Pharma®, Аудит розничных продаж ЛП в России (total sell out) |
||||
- Поделиться:
Главный редактор — Т. Ю. Ходанович. Тел: +7 (495) 120-44-34, email: hello@pharmedu.ru
Публикация № P-37303


