Если люди работают в одной аптеке, еще не значит, что они чувствуют себя частью одной команды. На сегодняшний день сплоченный коллектив представляется одним из важнейших конкурентных преимуществ аптеки. Беда лишь в том, что это конкурентное преимущество не так просто создать. Его, что называется, нельзя купить. Хотя без материальных вложений в команду тоже не обойтись. Впрочем, в большинстве случаев эти инвестиции себя окупают.
АПТЕКА – ЭТО МАЛЕНЬКАЯ СЕМЬЯ
Фармацевтам всегда интересна тема «Конфликты» и то, как можно их решать. Прежде всего, этот интерес они объясняют частыми конфликтами с посетителями, а вот на втором месте традиционно стоят конфликты с коллегами. То есть сами первостольники признают наличие постоянных трений в коллективе.
Стоит сразу сказать несколько слов об особенностях аптечного коллектива. Мужчин в аптечном бизнесе очень мало. Зачастую они получают высшее образование и как можно быстрее хотят стать заведующими аптеками, либо предпочитают строить карьеру в фармацевтических компаниях. Таким образом, аптечные коллективы состоят на 99% из женщин. Для абсолютного большинства учреждений данного типа это малая группа (5-9 человек). Формальным руководителем является заведующая аптекой. Можно уделить внимание и такой детали: в аптеках работают как фармацевты (специалисты со средним профильным образованием), так и провизоры (специалисты с высшим образованием). Такое разделение может быть фактором «подогревающим» градус отношений. Тем более, среди фармацевтов в основном люди старшего возраста, а молодежь в последнее время все чаще становится провизорами. Первая категория, понятно, несколько менее оплачиваема, нежели вторая, что может быть предметом зависти и ревности.
Еще одним камнем преткновения в аптечном коллективе является индивидуализированный характер труда, качество которого измеряется в основном количеством и объемом продаж. И здесь у каждого специалиста своя касса, смена и выручка. До тех пор пока руководителю не удастся организовать работу на общий результат, ожидать слаженной работы в аптеке не приходится. Дополнительной трудностью становится сам характер работы. Ведь она сводится главным образом к общению с людьми, зачастую пожилыми или больными. Крайне сложно сохранить самообладание в течение всего рабочего дня, не сорвать злость на коллегах.
ВСЕГДА ЕСТЬ К ЧЕМУ СТРЕМИТЬСЯ!
Вообще, диагностируя «аптечный микроклимат» можно выделить пять типов взаимодействия работников:
- дружеская кооперация и взаимопомощь, основанные на полном доверии;
- соревнование в рамках в целом позитивных взаимоотношений;
- невмешательство: дистанцирование друг от друга;
- соперничество с ориентацией на индивидуальные цели;
- кооперация антагонистов - соперничество на фоне негативных отношений друг к другу.
Многие заведующие стремятся к созданию двух первых типов взаимоотношений. В теории для этого люди должны иметь общие цели, доверять друг другу, и регулярно взаимодействовать. При правильной организации деятельности аптечного учреждения это не выглядит чем-то невозможным.
Сам же руководитель малой группы должен быть своего рода примером для подражания. И здесь очень важно иметь с одной стороны психическую уравновешенность, а, с другой, желание вникать и разбираться. Иногда заведующие пускают отношения в коллективе на самотек. Но чем дальше вы их отпустили, тем сложнее вам будет в них вмешаться позднее. К тому же люди воспринимают это как безразличие к себе. Доверие к начальству падает. А если нет доверия, то сотрудники могут начать поглядывать на сторону.
Вообще в деле создания коллектива от руководителя зависит очень много. При том, что данному аспекту не учат в институтах и академиях. Руководители аптек – в основном «вчерашние» первостольники. По статусу они - первые среди равных. Если надо (а надо бывает часто), то и за первый стол встают. И тем не менее, интуитивно или опытным путем многие заведующие добиваются комфортной рабочей обстановки в коллективе, который стремится к высоким общим показателям.
ОСНОВНЫЕ ШТРИХИ УСПЕХА
1. Уделяйте внимание удобству рабочего графика для сотрудников. Доказано: чем меньше противоречий между профессиональной и семейной ролями женщины, тем благоприятнее психологический климат женского коллектива аптеки.
2. Всегда заботьтесь о максимально удобных и здоровых условиях труда для персонала. Эти хлопоты окупятся, в том числе и здоровой моральной атмосферой.
3. Используйте потенциал неформального общения. Маленький, преимущественно женский коллектив не может держаться исключительно на субординации и интересах производства.
4. Выявляйте неформальных лидеров. Взаимодействуйте с ними. Уделяйте внимание «кучкованию» людей на фоне недовольства чем-либо. Выясняйте причины, разбирайтесь. Включайте лидера неформальной группы (как и саму группу) в процесс принятия важных решений, демонстрируйте доверие.
5. Не бойтесь конфликтов. Относитесь к ним как к скрытым возможностям. Ведь конфликт - способ более близкого знакомства с сотрудниками аптеки и ситуацией в целом. Разрешив проблему на ранней стадии, вы не допустите ее дальнейшего развития. Таким образом, благодаря "вовремя произошедшему" конфликту можно держать ситуацию под контролем.
6. При выборе стиля руководства ориентируйтесь на степень зрелости коллектива и отдельных сотрудников. Кому-то нужны помощь и поддержка, кому-то новые задачи, кому-то дополнительная мотивация.
7. Помните о том, что своим отношением к коллективу Вы формируете его отношение к работе. Нельзя недооценивать сотрудников. Ведь людям свойственно вести себя соответственно тому, чего от них ждут.
8. Мотивируйте своих сотрудников. Цель должна вдохновлять, в ней должен быть заложен мотивирующий аспект. Говорите об общих целях, о планах по развитию, о том, что только командой можно добиться решения поставленных задач. Для работника аптеки не последним в списке мотивирующих факторов является сознание реальной пользы, которую он приносит людям своим трудом.
9. Ну, и в завершении – банальное пожелание. Встречайтесь не только на работе. Проводите время вместе, отмечайте праздники. Аптека – маленькая семья, не забывайте об этом.