ТОР-10 противогрибковых препаратов по объёму денежных продаж на российском фармрынке в январе-апреле 2025 г.
По итогам первых четырёх месяцев 2025 г. на розничном рынке россияне приобрели почти 18 млн упаковок противогрибковых препаратов на сумму 5,5 млрд руб. По информации RNC Pharma за год денежный объём продаж вырос на 9,1%.
По итогам первых четырёх месяцев 2025 г. на розничном рынке россияне приобрели почти 18 млн упак. противогрибковых препаратов[1] на сумму 5,5 млрд руб. (в розничных ценах, включая НДС). По информации базы данных «Аудит розничных продаж ЛП в России (total sell out)» аналитической компании RNC Pharma за год денежный объём продаж вырос на 9,1%. Рост в рублях по категории наблюдается третий год подряд. При этом фиксируется ощутимое сокращение натурального потребления — за отчётный период продажи в упаковках сократились на 0,4%, причём уменьшаются объёмы потребления только системных препаратов. Суммарно за весь 2024 г. в рознице было приобретено порядка 54,9 млн упак. противогрибковых средств обеих групп (D01A и J02A) на сумму 15,8 млрд руб., по отношению к 2023 г. продажи снизились на 2,1% в упак. и увеличились на 7,7% в стоимостном выражении.
Высокий спрос на препараты для лечения грибковых инфекций обычно наблюдается в жаркое время года, повышаясь в марте и снижаясь в сентябре. В прошлом году, своего пика, продажи противогрибковых средств достигли в июле — за месяц население приобрело 4,9 млн упак. на сумму 1,4 млрд руб. — что на 9,2% превысило расходы на данные лекарства в июле 2023 г. Впрочем, натуральное потребление за этот период снизилось на 0,2%. В апреле текущего года расходы превысили 4,7 млрд руб. (+9,2% относительно апреля 2024 г.), но практически не изменились в упак. (+0,2%).
Около 55% всего натурального потребления приходится на системные противогрибковые препараты (J02A). При этом денежный объём выше у средств наружного действия (D01A) — в исследуемый период их доля составляла более 65% розничных продаж.
По итогам первых четырёх месяцев 2025 г. в ритейле было представлено 31 МНН и 113 торговых марок. Некоторые бренды доступны как в виде средств для приёма внутрь, так и для наружного использования. Более 24% расходов в данной группе обеспечивали препараты местного применения с действующим веществом нафтифин, в рамках этого МНН представлено 14 брендов (от 23 компаний), причём пять из них появились за последние три года. Порядка 20% стоимостных продаж обеспечивают лекарства с флуконазолом — среди них есть как системные, так и наружные средства. Ассортимент препаратов с МНН флуконазол также насчитывает 14 брендов от 32 производителей.
Максимальные расходы россиян в рамках группы также были направлены на небрендированные препараты флуконазола (доля 12% в руб.) — за год продажи выросли на 9% в руб., но при этом натуральное потребление марки падает, к январю-апрелю 2024 г. продажи снизились на 5,4%. Вторую позицию сохраняет Экзодерил, компании «Сандоз» (входит в «Новартис») с долей продаж 8,6%. На третьем месте рейтинга торговая марка Тербинафин от 14 различных производителей (доля 9%).
Несмотря на то, что все участники первой десятки брендов в анализируемом периоде демонстрировали положительные показатели роста в рублях, натуральное потребление двух из них снизилось. Помимо лидера (Флуконазол), незначительное сокращение в упак. также наблюдается у бренда Низорал от компании «Джонсон и Джонсон» (-0,6%). Наибольший рост среди топовых продуктов отмечен у препарата Нафтифин (производят 11 компаний) — за год расходы на данный бренд увеличились на 24,3%, а натуральное потребление выросло на 19,6%. За пределами топа максимальный рост отмечен у препарата Акримиколь (МНН сертаконазол) в виде крема от компании «Акрихин», который поступил в продажу в начале 2024 г. По сравнению с январём-апрелем прошлого года натуральные продажи бренда увеличились в 330 раз.
Таб. ТОР-10 торговых марок противогрибковых препаратов (группы D01A и J02A — по классификатору EphMRA), по объёму денежных продаж на российском розничном фармрынке в январе-апреле 2025 г.
№ | Торговая марка | Корпорация | Доля в январе-апреле 2025, %, руб. | Динамика к январю-апрелю 2024, %, руб. |
1 | ФЛУКОНАЗОЛ | ВЕРТЕКС + 19 компаний | 12,0 | 9 |
2 | ЭКЗОДЕРИЛ | НОВАРТИС | 8,6 | 14 |
3 | ТЕРБИНАФИН | ВЕРТЕКС + 13 компаний | 8,0 | 16 |
4 | КЛОТРИМАЗОЛ | АКРИХИН + 18 компаний | 6,6 | 8 |
5 | НИЗОРАЛ | ДЖОНСОН И ДЖОНСОН | 5,7 | 6 |
6 | ФЛЮКОСТАТ | ОТИСИФАРМ | 4,8 | 16 |
7 | НАФТИФИН | МЕДИСОРБ + 10 компаний | 4,1 | 24 |
8 | КЕТО ПЛЮС | ГЛЕНМАРК | 4,0 | 28 |
9 | ДИФЛЮКАН | ПФАЙЗЕР | 3,4 | 11 |
10 | ИТРАКОНАЗОЛ | БИННОФАРМ + 5 компаний | 3,2 | 23 |
Источник: RNC Pharma®, Аудит розничных продаж ЛП в России (total sell out) |
[1] D01A — противогрибковые препараты для лечения заболеваний кожи, J02A — противогрибковые препараты системные
- Поделиться:
Главный редактор — Т. Ю. Ходанович. Тел: +7 (495) 120-44-34, email: hello@pharmedu.ru
Публикация № P-37138