Популярные теги

Спрос на аллергены для лечения по методу АСИТ показывает рекордную динамику третий год подряд

17 февраля 2025

В 2024 г. российские аптеки продали 275,8 тыс. упак. препаратов для аллерген-специфической иммунотерапии (АСИТ) на общую сумму 2,6 млрд руб. (в розничных ценах, включая НДС), относительно общего объёма российской фармрозницы сумма небольшая, при этом сегмент примечателен высокой и стабильной динамикой. Показатель прироста к 2023 г. составлял 20,3% в упаковках и практически 65% в отношении рублёвого объёма. Сопоставимые показатели фиксировались и в 2023 г., тогда относительно 2022 г. динамика в упаковках составляла 15,6%, правда прирост в рублях был вдвое ниже – в 2024 г. цены на ассортимент существенно выросли. 

Согласно информации базы данных «Аудит розничных продаж лекарственных препаратов в России (total sell out)» аналитической компании RNC Pharma пики спроса на данную группу препаратов стабильно приходятся на период с конца осени до начала весны, а абсолютные максимумы обычно фиксируются в январе-феврале. Большинство препаратов для АСИТ, представленных в рознице, представляют собой пыльцевые аллергены, лечение в этом случае нужно начинать за 2-3 месяца до начала массового цветения растений. Явным исключением из стандартной сезонности по понятным причинам был только март 2022 г., но связано это было не с массовым стартом терапии, а формированием запасов со стороны потребителей, которые уже проводят лечение.

В январе 2025 г. в российской фармрознице было продано порядка 41,4 тыс. упак. препаратов для АСИТ, на сумму 431,2 млн. руб. Это рекордный показатель спроса (если не считать пик продаж в марте 2022 г.), однако динамика к январю 2024 г. всё-таки была относительно скромной (+14% в рублях и 3,8% в упаковках). Абсолютные максимумы с точки зрения динамики продаж приходились на период с мая по ноябрь 2024 г., причём по итогам июня и сентября речь шла практически о двукратном росте по сравнению с показателями аналогичных месяцев 2023 г. Вероятнее всего речь идёт о разных категориях потребителей, зимой спрос определяют люди, только вступающие в терапию, летом основной объём потребляют лица на поддерживающих дозах.

Рынок фактически полностью представлен препаратами импортного производства, мы не включали в отчёт данные о продажах препаратов для подкожного и накожного нанесения, они исключительно отечественного происхождения, но годовые объёмы продаж в рознице по этой категории товаров едва превышают 1 тыс. упак., и основной массе эти продукты применяются для диагностических целей. Среди препаратов для АСИТ в 2024 г. в рознице была представлена продукция компаний «Сталлержен» и «Алк-Абелло», речь идёт о 5 торговых марках, которые представлены суммарно 11 SKU. Основные хиты – препараты Сталораль и Рагвизакс, фактически обеспечили общую динамику продаж всей анализируемой группы. Рублёвая динамика торговой марки Сталораль относительно 2024 г. составила 65%, а продажи Рагвизакс за год выросли вдвое. 

Рис. Динамика продаж препаратов для аллерген-специфической иммунотерапии (АСИТ) на розничном-коммерческом рынке России с января 2023 г. по январь 2025 г.  (за исключением препаратов для подкожного введения и накожного скарификационного нанесения)

Теги
аллергология статистика
Поделиться:
Сетевое издание PHARMEDU (18+) зарегистрировано в Роскомнадзоре 12.07.2019 г. Номер свидетельства Эл №ФС77-76297. Учредитель — Общество с ограниченной ответственностью «ФАРМЕДУ» (ОГРН 1185074012881).
Главный редактор — Т. Ю. Ходанович. Тел: +7 (495) 120-44-34, email: hello@pharmedu.ru
Публикация № P-36991
Мы используем файлы cookies. Оставаясь на сайте, вы принимаете условия. ОК