Счетная палата РФ рекомендует пересмотреть подходы к установлению цен на лекарства
Счетная палата РФ опубликовала отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Аудит отдельных вопросов в области обращения в 2021–2023 годах лекарственных препаратов, закупка которых осуществляется за счет бюджетных средств, включая государственную регистрацию, регулирование цен и эффективность расходования средств на их приобретение», сообщает ФАРМПРОМ.
По итогам анализа данного отчета Счетная палата РФ пришла к выводу, что существующая система госрегулирования цен на лекарства требует существенного улучшения, хотя в целом меры государственного регулирования обеспечивают доступность лекарств для медицинских организаций и пациентов. Необходимо пересмотреть подходы к формированию цен, усилить контроль и повысить эффективность закупок для обеспечения доступности лекарств и рационального использования бюджетных средств.
В отчете отмечается, что за 2021-2023 годы на закупку лекарств из перечня ЖНВЛП в среднем ежегодно направлялось 662 млрд рублей. Общий объем закупок лекарств за счет бюджетных средств различных уровней составил 1,867 трлн рублей, а объем производства препаратов — 2,364 трлн рублей. Доля закупок лекарств отечественного производства составила 41,1%, или 594,1 млрд рублей. В 2023 году 82,8% контрактов Минздрава на сумму 266,4 млрд рублей были признаны несостоявшимися закупками.
Основные проблемы, выявленные Счетной палатой:
- Завышенные предельные отпускные цены: Анализ показал, что 42% закупок лекарственных препаратов из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) осуществлялись по ценам ниже установленной предельной отпускной цены, что свидетельствует о признаках ее завышения. Среднее снижение стоимости таких закупок от предельной цены составило 32,1%.
- Недостаточный контроль за формированием цен: Порядок расчета предельной отпускной цены не предусматривает достаточного контроля за достоверностью и обоснованностью сведений, предоставляемых производителями о затратах на производство. Это создает возможность для предоставления недостоверной информации и, как следствие, завышения цен.
- Низкий уровень конкуренции: 86,4% закупок лекарств из перечня ЖНВЛП проводились с единственным поставщиком, что свидетельствует о недостаточном уровне конкуренции. Это также способствует сохранению завышенных цен.
- Недостатки в информационных системах: Информационные системы Минздрава России не позволяют в полной мере внедрить механизм референтных цен и обеспечить правильность управленческих решений при закупках.
- Неэффективность закупок: Закупки лекарственных препаратов федеральными учреждениями недостаточно эффективны, что приводит к дополнительным бюджетным расходам.
Рекомендации Счетной палаты
С учетом результатов экспертно-аналитического мероприятия Счетная палата предложила Правительству России следующие рекомендации:
- Пересмотр подходов к установлению предельных отпускных цен: Необходимо разработать более строгие и прозрачные механизмы расчета предельных отпускных цен на лекарства.
- Усиление контроля за достоверностью данных: Следует усилить контроль за сведениями, предоставляемыми производителями при расчете затрат на производство медикаментов, включая возможность проведения выездных проверок.
- Повышение конкуренции: Необходимо принять меры для повышения уровня конкуренции при закупках лекарственных препаратов из перечня ЖНВЛП.
- Использование механизма централизации закупок: Централизация закупок может повысить эффективность и экономность расходования бюджетных средств. В 32 регионах, где была проведена централизация закупок, стоимость закупаемых лекарств снизилась на 4,2%.
- Совершенствование информационных систем: Необходимо улучшить качество информации о препаратах в информационных базах данных, используемых государственными заказчиками.
- Поделиться:
Главный редактор — Т. Ю. Ходанович. Тел: +7 (495) 120-44-34, email: hello@pharmedu.ru
Публикация № P-36927