Рейтинг российских фармдистрибьюторов по итогам первой половины 2019 г.
Вряд ли по итогам текущего года нам придётся констатировать какие-то значительные достижения или неудачи в сфере оптовой торговли ЛП.
Пока рынок развивается практически только в отношении сферы госзакупок. Госсегмент же всегда был сферой весьма специфической, с ограниченным кругом игроков и своими правилами игры, которые к тому же весьма нечётко сформулированы. Достаточно вспомнить историю с массовым срывом торгов из-за сложностей с установлением начальной максимальной цены контракта.
Но, учитывая экономические условия, и общее направление регуляторной политики в отношении системы здравоохранения, интерес к поставкам в госсектор начали проявлять и традиционно розничные игроки. В частности, компания «Джи Ди Пи» –оптовое подразделение «Аптечной сети 36,6». И дело, наверное, не только в дополнительной выручке, дозагрузка склада повышает общую рентабельность бизнеса, а битва за повышение доходности в сфере фармацевтического опта в самом разгаре. Варианты, здесь, впрочем, разные. Кто-то выходит в новые сегменты, кто-то расширяет клиентскую базу, тот же «Протек» возобновил поставки в «Аптечную сеть 36,6», после длительного перерыва, связанного с урегулированием финансовых обязательств.
Есть и более радикальные примеры, так «Магнит Фарма» (бывшая «СИА Интернейшнл») анонсировала постепенный отказ от сотрудничества со сторонними клиентами в фармритейле, дистрибьютор планирует сосредоточиться на собственной рознице, которую параллельно выстраивает. С последней, правда, пока сложно, по состоянию на 1 июля 2019 г. у «Магнита» работало всего 252 аптеки, для складских мощностей некогда крупнейшего российского фармдистрибьютора величина бесконечно малая. О полном отказе поставок в другие сети речь, конечно, не идёт, декларируется общая политика по отбору наиболее устойчивых и добросовестных игроков. Кстати, параллельно новые владельцы дистрибьютора устраивают распродажу региональных активов, а также пытаются загружать пустующие мощности поставками нелекарственного ассортимента, в те же магазины «Магнит косметик».
Кроме того, дистрибьюторам скоро придётся решать ещё одну нетривиальную проблему, которую может сформулировать активное развитие маркетплейсов. Последние пока воспринимаются в качестве партнёров, однако, в обозримой перспективе у них наверняка появится соблазн выстраивания прямых отношений с производителями, хотя бы в отношении активно промотируемой продукции. Пока сдерживающим фактором выступает отсутствие у интернет-операторов лицензированных складских мощностей и достаточно высокая стоимость входного билета на этот рынок, но очень скоро можно будет представить ситуацию, когда эти мощности будут арендоваться у тех же лидеров отечественного фармопта.
Таб. ТОР-15 фармдистрибьюторов по доле рынка прямых поставок ЛП (с учётом льготных поставок, в т.ч. региональных), в денежном выражении, по итогам 1-2 кв. 2019 г.
Рейтинг |
Дистрибьютор |
Центральный офис |
Доля на рынке отгрузок в точки конечной реализации ЛП, % |
|
1-2 кв. 2019 |
1-2 кв. 2018 |
|||
1 |
Пульс |
Химки |
15,5 |
16,0 |
2 |
Протек |
Москва |
15,2 |
16,5 |
3 |
Катрен |
Новосибирск |
14,2 |
16,3 |
4 |
Фармкомплект |
Н. Новгород |
5,1 |
4,6 |
5 |
ФК Гранд Капитал |
Москва |
4,5 |
4,3 |
6 |
Р-Фарм |
Москва |
4,4 |
4,4 |
7 |
БСС |
С.-Петербург |
3,7 |
3,6 |
8 |
Биотэк |
Москва |
3,0 |
2,9 |
9 |
Джи Ди Пи |
Москва |
2,9 |
2,8 |
10 |
ПрофитМед |
Москва |
2,2 |
2,2 |
11 |
Авеста Фармацевтика |
Москва |
2,1 |
1,8 |
12 |
Магнит Фарма* |
Москва |
1,8 |
3,7 |
13 |
ГК Евросервис |
Москва |
1,5 |
1,4 |
14 |
Агроресурсы |
Кольцово |
1,5 |
1,3 |
15 |
Фармстор |
Москва |
1,4 |
1,1 |
*экспертная оценка |
||||
Источник: RNC Pharma®: Рейтинг российских фармдистрибьюторов |
- Поделиться:
Главный редактор — Т. Ю. Ходанович. Тел: +7 (495) 120-44-34, email: hello@pharmedu.ru
Публикация № P-34146