Фармацевтическая отрасль – одна из немногих, где все еще сохранились унитарные (государственные или муниципальные) аптечные предприятия. Однако в большинстве регионов РФ их значительно меньше, чем организаций частной формы собственности. Особенно ярко тенденция проявляется в отношении муниципальных аптечных предприятий (МУП). Несмотря на то что отдельные регионы выбиваются из «общей по стране» картины, в последние годы стремление местных властей полностью избавиться от «непрофильных» аптечных активов, передав их частникам, усилилось. С чем связана такая ситуация?
В первую очередь чиновники ссылаются на Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 50 которого вывела аптечные учреждения за рамки компетенции муниципальных органов исполнительной власти. Закон требует от органов местного самоуправления провести отчуждение или перепрофилирование муниципального имущества, не входящего в установленный ст. 50 перечень.
Требования Закона № 131-ФЗ определяют вектор движения на рынке и заставляют муниципальные власти торопиться. В качестве других причин часто называют управленческие проблемы и экономическую неэффективность. При этом распространено мнение о неизбежности проигрыша МУП на общем поле розничной торговли медикаментами.
Безусловно, на пути муниципальных аптек к процветанию стоят неведомые для частных предприятий экономические и административные барьеры:
- ограничения, налагаемые Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В соответствии с его требованиями аптеки бюджетных организаций закупают ЛС путем проведения аукционов и методом ценовых котировок. Это приводит к усложнению процесса закупки поставки, увеличению его сроков, затрудняет обеспечение ассортиментного минимума;
- только МУП работают в малонаселенных сельских районах с невысокой платежеспособностью населения, содержат рецептурно-производственные отделы;
- часто принадлежащие местным органам управления аптечные предприятия были еще в советские времена наделены большими площадями (торговыми и производственными), арендная плата за которые в современных условиях становится для них непосильной.
Тем не менее эти объективные трудности при известной настойчивости и экономической грамотности руководителей преодолеваются. Подтверждение тому – многочисленные примеры вполне достойной рентабельности, которую показывают муниципальные аптеки и аптечные сети в различных регионах России.
Так стоит ли торопиться сбрасывать аптечные предприятия с муниципального «воза»? И если решение о приватизации все-таки принято, как провести ее так, чтобы не потерять их социальные функции? На эти и другие вопросы мы попытаемся найти ответы в рамках рубрики «Круглый стол».
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Неволина Е.В., исполнительный директор НП «Аптечная гильдия»
В последнее время активно идет приватизация государственных и муниципальных унитарных аптечных предприятий. Вскоре могут быть приватизированы Тюменская фармация, Смоленская фармация, Нижегородская фармация и ряд других аптечных предприятий, имеющих государственную или муниципальную форму собственности.
Однако существующий порядок приватизации может привести к значительному ухудшению физической доступности лекарственной помощи определенным группам больных.
В соответствии с п. 4 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (с изм. и доп.) «органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества».
Пунктом 4 ст. 30 указанного закона установлено: «Обязательным условием приватизации объектов социально-культурного (в т. ч. здравоохранения) и коммунально-бытового назначения является сохранение их назначения в течение срока, установленного решением об условиях приватизации таких объектов, но не более чем в течение 5 лет со дня перехода прав на приватизируемое имущество к его приобретателю в порядке приватизации…». Статьей 31 Закона предусмотрены обременения приватизируемого государственного или муниципального имущества: «При отчуждении государственного или муниципального имущества в порядке приватизации соответствующее имущество может быть обременено ограничениями, предусмотренными настоящим федеральным законом или иными федеральными законами. Ограничениями могут являться:
1) обязанность использовать приобретенное в порядке приватизации государственное или муниципальное имущество по определенному назначению, в т. ч. объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения». В данном случае речь идет о сохранении «их назначения», т. е. профиля работы учреждения, но не о функциях, которые выполняли данные объекты. Особенность аптечных унитарных предприятий, имеющих государственную или муниципальную форму собственности, состоит в том, что все они осуществляли функции по обеспечению наркотическими средствами и психотропными веществами определенных групп больных.
Это объясняется тем, что указанная деятельность убыточна для аптечных предприятий и частные аптеки не берут на себя выполнение функции по обеспечению больных такими препаратами. Действующее законодательство предъявляет крайне жесткие и соответственно высокозатратные требования к организации оборота наркотических средств и психотропных веществ. В первую очередь это особые требования к укрепленности и оборудованию помещений хранения. Финансовые затраты на получение лицензии на оборот наркотических средств и психотропных веществ в зависимости от региона составляют 200–600 тыс. руб. и порядка 150 тыс. руб. на ежемесячное обслуживание (охрана, включающая оплату вневедомственной охраны МВД) и не идут ни в какое сравнение с размером прибыли, которую получает аптечная организация, выполняющая функцию отпуска наркотических средств. Сегодня в РФ по данным Минздрава России около 100 тыс. аптечных организаций. В то же время только 1664 объекта имеют лицензию на оборот наркотических средств и психотропных веществ, более 90% из которых имеют государственную или муниципальную форму собственности.
Кроме того, еще одна важная функция аптечных ГУП и МУП – внутриаптечное изготовление ЛС. По нашей информации в подавляющем большинстве регионов ни одна частная аптека производственных отделов не имеет. Внутриаптечное изготовление ЛС сегодня занимает очень незначительный процент в общем объеме потребления ЛС, однако для некоторых групп населения (новорожденные, пожилые люди) является очень важным, т. к. определенные лекарственные формы, используемые в т. ч. и в госпитальном сегменте не обладают устойчивостью при хранении и не могут производиться промышленностью.
Стоит особо отметить, что вышеуказанные функции аптечных организаций особо важны для декретированных групп больных, получающих лекарственную помощь в рамках госгарантий. В настоящее время практически все ГУП и МУП оказывают услугу по отпуску ЛС в рамках различных программ льготного обеспечения. Здесь также следует подчеркнуть, что данная деятельность нерентабельна для аптечной организации, поэтому частный собственник не будет заинтересован в участии в программах льготного обеспечения. Это объясняется тем, что процент компенсации затрат, утвержденный в регионах, в большинстве случаев не покрывает реальные затраты аптечных организаций по выполнению функции льготного лекарственного обеспечения. Кроме того, отрицательное влияние оказывают и просроченные долги субъектов Федерации за уже оказанные услуги в рамках выполнения льготных программ.
Перспектива приватизации аптечных организаций, имеющих государственную и муниципальную формы собственности, без обязательного обременения по выполнению обозначенных выше функций чревата риском снижения количества аптек, обеспечивающих больных наркотическими средствами и психотропными веществами, либо резкого роста цен на них, что в любом случае приведет к стремительному снижению физической и экономической доступности лекарственной помощи определенным категориям больных, увеличив в т. ч. и нагрузку на бюджеты субъектов Федерации.
Кроме того, под угрозой срыва окажется выполнение госпрограмм льготного лекарственного обеспечения и обеспечения больных лекарственными формами внутриаптечного изготовления
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Гладкова Е.В., генеральный директор аптечной сети ООО «Аптека 245», г. Тольятти
Исторически сложилось, что государственные и муниципальные аптеки осуществляют социально значимые виды фармдеятельности: отпуск наркотических и психотропных препаратов, аптечное изготовление, отпуск по бесплатным и льготным рецептам.
Пока данные виды деятельности не будут поддерживаться государством – субсидиями, льготами, преференциями, переложить этот груз ответственности на плечи аптек с частной формой собственности не получится. В Самаре и Тольятти остались буквально единицы частных аптек, изготавливающих лекарственные препараты. Еще меньше аптек, осуществляющих реализацию и отпуск наркотических и психотропных препаратов. В сельских районах этими видами деятельности занимаются исключительно муниципальные аптеки.
Отдельно следует говорить о ГУП, которые имеют лицензию на уничтожение наркотических и психотропных препаратов – на данный вид деятельности в России установлена государственная монополия, и на всю Самарскую область осталась одна такая аптека.
Насколько мне известно, многие ГУП и МУП не имеют собственных помещений – они были приватизированы и переданы в частные руки, поэтому в случае приватизации самих аптек продолжение их работы без собственных помещений будет под большим вопросом. Некоторые государственные аптеки арендуют помещения у муниципалитета, что тоже нерационально – здесь актуальнее ставить вопрос не о приватизации, а о передаче этих помещений в собственность субъекта РФ, с последующим закреплением данных помещений на праве хозяйственного ведения за ГУП.
Когда-то Самара уже потеряла ряд полноценных аптек в процессе приватизации помещений, что существенно ухудшило лекарственное обеспечение населения. Данные потери являются, к сожалению, безвозвратными, и этот негативный опыт, на наш взгляд, не должен повториться. Сегодня необходимо искать пути поддержки муниципальных аптек со стороны органов местного самоуправления, а государственных – со стороны органов государственной власти субъекта РФ.
Перспектива без перспектив?
Реальная ситуация в регионах России, похоже, не предусматривает законной возможности сохранить муниципальное звено лекарственного обеспечения населения. Количество регионов, передающих муниципальным образованиям полномочия по оказанию медицинской, в т. ч. фармацевтической, помощи, сокращается. А там, где такая передача была осуществлена, она, как правило, представляет собой временную меру, этап на пути перевода муниципальной собственности в государственную или частную.
Причем чаще всего новыми собственниками становятся коммерческие предприятия. И это вызывает особое беспокойство экспертов: частное фармацевтическое предприятие никто не сможет обязать выполнять социальные функции – сохранять рецептурно-производственные отделы, филиалы в отдаленных и малонаселенных городских, поселковых и сельских районах. Более того, частные аптеки, как правило, не хотят работать с препаратами, стоящими на предметно-количественном учете, в т. ч. для лечения больных онкологическими, психиатрическими, а также редкими заболеваниями.
На этом фоне экономический аспект продажи муниципального имущества как-то теряется, ведь продаются не только нерентабельные, но и вполне успешные предприятия – одним пакетом. Осуществляется это, как правило, в ходе аукционов, при проведении которых местные предпринимательские структуры не могут конкурировать с иногородними организациями, в частности, федеральными аптечными сетями. А это значит, что при приватизации МУП органы местного самоуправления будут нести дополнительные финансовые потери, т. к. прибыль от их деятельности и налог на имущество организаций, за меняющий арендную плату, пройдет мимо местного бюджета.
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Мелик-Гусейнов Д.В., директор Центра социальной экспертизы
Я думаю, что и при экономически благоприятной ситуации, и в кризис государство стремится либо разделить риски по имеющимся активам, либо передать риски частникам для полного управления активами. Убыточная аптека увеличивает расходы, т. к. ее надо субсидировать из бюджета. А нет аптеки – нет и убытков.
Это касается не только аптек – это и больницы, и поликлиники – все примерно в одинаковом положении. Думаю, что в перспективе мы попрощаемся с такой формой собственности, как МУП. В здравоохранении ее уже практически нет. Раньше были муниципальные поликлиники, больницы – сейчас их нет, они стали государственными и имеют статус бюджетных организаций. Аптеки тоже ждет такая участь. Во многих регионах (например, в Московской и Челябинской областях) муниципальных или государственных аптек уже нет.
На мой взгляд, процесс необратим. Во многих регионах муниципальные структуры либо акционируют, либо уже приватизировали, передав в частные руки.
Это происходит в ущерб потребностям населения. Часто мы видим, как частный собственник заполучает аптеку в хорошем районе, с хорошим трафиком. Частнику невыгодно содержать социальные функции, и он их упраздняет. В первую очередь страдает от этого потребитель, который не может получить препараты в рамках льготных программ.
Регуляторам стоит знать, что если они идут на подобное сокращение затрат бюджета, не нужно забывать об обременении аптечных организаций.
Чтобы после приватизации не оказались закрытыми производственные отделы, не прекращался отпуск наркотических и психотропных препаратов.
Договор с обременением призван законодательно возложить выполнение социальных функций на новых собственников.
Пациенту важно найти необходимую продукцию. Если новый собственник выполняет социальные функции – это плюс для потребителя, который сможет получить более высокое качество обслуживания и нужный препарат по гарантированной цене. Но пока нельзя сказать, что эти преимущества заметны потребителю.
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Иванова Н., ведущий эксперт портала PharmMedExpert.Ru, генеральный директор Национальной Дистрибьюторской Компании
В России, еще в 2004 г., когда началась массовая «распродажа», аналитики предсказывали, что в течение 2–3 лет в стране останется не более 10% государственных аптек. При этом аптек, оказывающих полный перечень фармуслуг (включая изготовление лекарств), из-за низкой рентабельности не останется совсем. Действительно количество аптек, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за 10 лет сократилось с 40 до 25%. Однако, европейский вариант, где рынок состоит только из частных конкурирующих сетей, у нас так и не прошел. В первую очередь, из-за совершенно иной системы организации лекарственного страхования. Поэтому маловероятно, что в ближайшие годы аптечные МУП совсем исчезнут с высококонкурентного аптечного рынка.
Ни для кого не секрет, что социальная ориентированность муниципальных аптек делает их малодоходными или в ряде случаев даже убыточными. Основные направления социальной деятельности такой аптеки (отпуск лекарств по льготным рецептам, торговля наркотическими, сильнодействующими и ядовитыми препаратами, производство лекарственных форм), как правило, неприбыльны. Неудивительно, что частные аптеки такой деятельности не ведут. Это обусловливает то, что на сегодня государственные и муниципальные аптеки остаются важной частью системы лекарственного обеспечения.
На примере московского региона можно привести два совершенно разных примера реорганизации государственного аптечного бизнеса. ГУП «Столичные аптеки» по количеству торговых точек – одна из крупнейших аптечных сетей Москвы, достаточно популярная среди населения. В Московской области ситуация иная – здесь все муниципальные аптеки были объединены в ГУП МО «Мособлфармация», которое после реорганизации было продано коммерческой аптечной сети «А5».
На наш взгляд, муниципальные аптеки нужно поддерживать. Необходимо снижать налоговую нагрузку, особенно сейчас, когда происходит девальвация рубля и растут цены не только на импортные, но и на отечественные лекарства, а также предоставлять дополнительную финансовую поддержку за счет бюджетов муниципальных образований. Эти меры помогут повысить конкурентоспособность муниципальных аптек. Понятно, что, в отличие от Москвы, региональной власти, как правило, неэффективно содержать крупную и низкорентабельную сеть аптечных предприятий. Однако речь идет не о зарабатывании денег, а о реализации социального проекта. Известно, что только муниципальные предприятия занимаются открытием новых аптечных пунктов в отдаленных городских и сельских районах, где предпринимателю работать невыгодно.
Кто принимает эстафету?
Как уже говорилось, нередко муниципальная собственность в аптечной сфере переходит в руки коммерческих частных компаний. В лучшем случае – это представители фармацевтического бизнеса. Но бывает и по-другому. То, что новый собственник – владелец сети торговых центров, например, еще не дает оснований утверждать, что предприятие будет закрыто, а на его месте откроется очередной магазин. Однако тревога местных жителей вполне понятна.
Но даже если новый владелец приватизированной аптеки не собирается перепрофилировать вновь приобретенный актив, открытым остается вопрос о преемственности социальных функций. Значение этой проблемы подтверждается ее обсуждением на Всероссийском съезде фармацевтических работников и включением возможных путей ее решения в итоговую резолюцию профессионального форума.
Поскольку жесткие требования к новым собственникам аптечных предприятий по сохранению социальных функций не предусмотрены на законодательном уровне, остается полагаться на их гражданскую ответственность и профессионализм. И надо сказать, что примеры сознательного отказа от части прибыли ради улучшения качества лекарственной помощи населению не так редки, как можно было ожидать.
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Гладкова Е.В., генеральный директор аптечной сети ООО «Аптека 245», г. Тольятти (Справка 1972 г. – в Автозаводском районе г. Тольятти открыта первая аптека. 1993 г. – аптека приобрела статус юридического лица. 1996 г. – государственное производственное фармацевтическое предприятие «Аптека № 245» преобразовано в открытое акционерное общество.)
В настоящее время аптечная сеть ООО «Аптека 245» – это 16 аптек (в т. ч. одна с круглосуточным режимом работы) и 5 аптечных пунктов, справочно-информационный центр, рецептурно-производственный отдел, отпуск наркотических и психотропных препаратов, льготный отпуск. Аптека 245 обеспечивает лекарствами население трех районов города Тольятти с населением более 700 тыс. человек, всех поликлиник и многих стационаров города, частных медицинских центров.
Что касается нашей сети, Аптека 245 была приватизирована уже давно – в 1996 г. При этом большую роль в сохранении социальных функций сыграли личностные качества Ларисы Ивановны Янкиной, которая руководила предприятием с 1984 по 2014 г. Если руководитель – профессионал и главной своей целью видит помощь людям, то он сохраняет социальную направленность, даже если она убыточна. У жителей города наши услуги востребованы, поэтому мы будем сохранять сложившиеся за четыре с лишним десятилетия традиции.
Исключения или основа для новых правил?
Существуют регионы, которые не вписываются в общую картину демуниципализации аптечной розницы. В тот момент, когда в целом на территории России идет соревнование, кто быстрее продаст, в отдельных областях не собираются отказываться от МУП как формы собственности предприятий фармритейла. Кроме того, роль элемента возрождения муниципального звена лекарственного обеспечения населения малонаселенных районов в последнее время все активнее играют фельдшерско-акушерские пункты.
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Севастьянова Ю.В., канд. фарм. наук, главный специалист – эксперт Департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава России
На фоне тотальной приватизации аптечных ГУП и МУП оказалось, что присутствие аптечных организаций, находящихся в ведении государственных и муниципальных органов управления, все же необходимо. Главным образом, это касается тех населенных пунктов, где частные аптечные организации либо отсутствуют, либо не принимают участия в обеспечении льготных категорий населения и не реализуют ЛС, требующие особых условий хранения и контроля.
Вместе с тем в условиях локального рынка, насыщенного аптечными организациями, существование аптек в форме унитарных предприятий не оправдано ни с правовой, ни с экономической точки зрения.
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Машанов В.А., директор муниципального предприятия г. Новосибирска «Новосибирская аптечная сеть» (МП «НАС»)
(Справка МП «Новосибирская аптечная сеть» включает в себя 57 аптек, 1 оптику и 39 аптечных пунктов в разных районах города. В МП «НАС» работают около 700 квалифицированных специалистов. МП «НАС» – лауреат конкурсов «Лучшие товары и услуги Евразии – ГЕММА», «Интернет-проекты Новосибирской области», «Предприятие года – 2013», «Новосибирская марка – 2014».)
Сейчас МП «Новосибирская аптечная сеть» – это рентабельное предприятие, развивающееся по законам бизнеса, но обремененное социальной функцией. Мы имеем специальную социальную программу лояльности, даем скидки пенсионерам, скидки по социальной карте. Мы постоянные партнеры в социальных мероприятиях города.
Мы очень открыты к потребителям. В условиях жесткой конкуренции МП «НАС» позиционирует себя как эталон качества обслуживания, строгого соблюдения требований хранения фармацевтических товаров. Но наше главное отличие от конкурентов – собственное производство лекарственных средств.
Естественно бремя социальной функции, тщательное соблюдение профессиональных регламентов, обязанность содержания нерентабельных аптечных пунктов в непопулярных местах (там, где они организованы по просьбе общественности) увеличивают издержки и снижают конкурентоспособность. Но открытость, репутация честной и «настоящей» аптеки привлекают покупателей. Также мы можем однозначно заявить о высокой квалификации наших провизоров и фармацевтов. Таким образом, МП «НАС» удается держать баланс между выполнением соцфункции и получением прибыли.
В 2014 г. мы представили в постоянную комиссию по социальному развитию Совета депутатов г. Новосибирска трехлетнюю программу развития аптечной сети, предусматривающую открытие новых филиалов, автоматизацию бизнес-процессов, обновление материально-технической части.
Недавно на сессии депутатов прозвучал вопрос о возможной приватизации сети. На самом деле я не вижу объективной необходимости в этом. Даже при издержках социальной функции и высокой конкуренции предприятие в настоящее время рентабельно. И мы будем сохранять тенденцию к повышению социальной направленности, чем не может похвастать частный бизнес. Мэр Новосибирска А.Е. Локоть на вопрос о приватизации однозначно ответил, что расстаться с сетью аптек город решится только в условиях крайней нужды».
Источник:
http://sojuzpharma.ru/