В течение долго времени в нашей стране аптекарскому искусству обучали в госпитальных, полевых и частных аптеках, а также в аптекарских огородах.В России аптечное дело получило широкое распространение в XVIII веке. В 1775 году был издан указ об организации Приказов общественного призрения - учреждений, в ведомстве которых в том числе находились госпитали, больницы и аптеки, число которых к 1816 году составляло 24 (и это без учета частных). Деятельность частных аптек регулировалась Уставом, изданным в 1789 году. Многочисленные реформы и преобразования в аптечном деле привели к нехватке служащих в аптечных учреждениях.
Медицинская канцелярия неоднократно обращалась в Кабинет министров с ходатайствами о привлечении молодых людей на аптекарскую службу наравне с военной. Одним из аргументов, который посчитали достаточно убедительным, была отсылка на регламент о полевых аптеках, в котором говорилось о возможности осуществления фармацевтической подготовки молодых людей в условиях армейских аптек.
Далее Медицинская канцелярия при помощи Синода решила привлечь к аптечному делу воспитанников семинарий, и в 1754 году по разным городам были разосланы приказы, разрешающие семинаристам переехать на другое место учебы. Наибольшие надежды возлагались на тех учеников, которые были обучены латыни.
Следующая проблема, с которой столкнулась Медицинская канцелярия, заключалась в нежелании лекарей, получивших профильное образование, оставаться на фармацевтической службе. Они переходили на службу в действующую армию с офицерским званием, поскольку условия службы там были намного лучше. По этой причине 1 февраля 1754 года Медицинская канцелярия издала указ "О бытии лекарям и аптекарям, обучающимся в России, всегда в их настоящем звании; и о недозволении им избирать другой род службы".
Процесс обучения фармацевтическому ремеслу проходил по следующей схеме:
- сначала ученик в течение 5-6 лет проходил обучение в аптеке или на аптекарском огороде,
- успешно сдав экзамен и заслужив должность подмастерья, ученик переходил на следующее место обучения - в полевую аптеку, где набирался опыта в течение 2-3 лет,
- финальным этапом обучения была успешная сдача экзамена и присвоение должности аптекаря, или провизора, после чего бывший ученик мог заниматься самостоятельной фармацевтической практикой.
После организации хирургической школы в Санкт-Петербурге был издан указ "О дозволении лекарям, лекарским и аптекарским ученикам вступать для усовершенствования по части медицины в хирургическую школу в Санкт-Петербурге и о призвании выдаваемых из сей школы аттестатов действительными".