Популярные теги

Почему работа в аптеке такая непростая? 3 серия

6 мая 2014
 «Хочешь изменить мир – начни  с себя»
Махатма Ганди
«Нельзя ждать, когда всё вокруг тебя поменяется. Меняться нужно внутри. Если не можешь внутри – меняй снаружи. А если и снаружи не можешь – делай хоть что-то, только не сиди на месте»
Александра Соколова. «Просто мы разучились прощать»
«Если у тебя есть цель – беги к ней. Не можешь бежать – иди к ней. Не можешь идти – ползи к ней. Не можешь ползти – хотя бы ляг  и лежи в нужном направлении»
Шутка из интернета
На своих тренингах я часто рассказываю две истории, которые произошли со мной в разных аптеках и даже разных городах.
Первая история произошла в г. Москве, в аптеке одной крупной аптечной сети (по понятным причинам, не буду называть, в какой именно). В то время мы часто организовывали различные выездные мероприятия. Обучение могло происходить и за городом и в другом городе и даже в другой стране. Естественно, выезд группы людей – всегда некий риск и поэтому мы старались взять с собой большую и содержательную аптечку. И вот возникла необходимость пополнить запасы медикаментов  в этой аптечке. Я отправилась в ближайшую аптеку.  Там я обратилась к фармацевту в зале с просьбой помочь мне в выборе самого необходимого. Она удивленно посмотрела на меня и ответила – «все на витринах, выбирайте!». Надо ли говорить, что я пошла в другую аптеку? Благо, мне нужно было только перейти через дорогу, аптек сейчас много…
Вторая история произошла в г. Воронеже. Там  мне довелось участвовать в выставке. На этой выставке я повстречалась со знакомыми  из «Ранбакси», компании, в которой я работала раньше.  Мы сохранили хорошие отношения. На вечер у нас намечался поход в ресторан, но выставка закончилась рано, и мы решили нанести визит в одну из крупнейших аптек города. Мне хотелось поговорить с заведующей, что бы выяснить отношение в городе к нашему филиалу, а мой коллега, медицинский представитель компании «Ранбакси», собирался пообщаться с фармацевтами. Когда мы пришли в эту аптеку, заведующая оказалась занята и попросила меня немного подождать. Я осталась в торговом зале, с интересом изучая витрины – они были оформлены ярко и нестандартно.  Мой коллега, пользуясь тем, что в зале не было покупателей, завел с фармацевтом разговор о своем препарате Кетанов.  Фармацевт слушала внимательно и благосклонно, рассматривала все графики и иллюстрации, которые ей демонстрировал мой коллега. Тут в зал вошла посетительница, и мини-лекция была прекращена. Мы отошли в сторону, чтобы не мешать фармацевту. Состоялся следующий диалог:
«Девушка, у вас есть димедрол?»
Фармацевт презрительно окидывает взглядом посетительницу (выглядела, она надо сказать, вполне прилично – добротный офисный костюм) и отвечает: димедрол по рецептам!
Посетительница: «Ой, а у меня зуб так сильно разболелся, а я с работы уйти не могу никак на долго, а мне моя начальница подсказала, что надо димедрол растолочь  и к зубу приложить – и все пройдет!»
Фармацевт, сквозь зубы: «Я же вам уже сказала, димедрол – по рецептам!»
Посетительница развернулась и ушла. На моего коллегу из «Ранбакси было больно смотреть. Он буквально захлопал крыльями, подскочил к фармацевту и вскричал:
«Скажите, ну почему вы ей ничего не предложили от зубной боли? Ведь у вас – такой широкий ассортимент! Ладно, кетанов, хотя я вам только что про него рассказал, но другие средства!!!»
На что девушка, очень обиженно, произнесла – «Но она же попросила димедрол!»
Когда я рассказываю подобные истории на тренингах, провизоры и фармацевты реагируют по-разному. Самые частые реакции – сердятся. И начинают жаловаться на покупателей и свою тяжелую жизнь. Если вы, уважаемый читатель, сейчас тоже рассердились, то пожалуйста, не прекращайте читать дальше. Потому что я специально в самом начале этой статьи привела два таких крайних случая невнимания к покупателям и к целям своей работы этими фармацевтами. Но так ли они виноваты? Что сейчас происходит в аптеках и в работе фармацевтов и провизоров?
Какие конкретно обязанности выполняют первостольники?
Почему работа в аптеке такая не простая
Основная задача любого провизора и фармацевта – отпускать лекарственные средства и товары медицинского назначения по рецепту или рекомендации врачей и объяснять покупателям правила их использования. Частота приема, кратность, дозировки, до еды, во время или после, иногда – длительность курса. Да и то, длительность приема и дозировки должен определить врач.
Вот что пишет  Владимир Корнюшин, директор информационно-аналитического центра «M.I.R.»: « В нашей стране фармацевт – это специалист со средним профессиональным образованием, при этом российский образовательный стандарт, равно как и законы, принимаемые в России в последние годы, достаточно четко говорят о том, что именно фармацевты – основной квалификационный уровень аптечного звена российской системы здравоохранения.
Российский образовательный стандарт предусматривает, что провизор должен заниматься вопросами исследований, производства, консалтинга и управления в фармацевтической отрасли. А на долю фармацевта приходится реализация ЛС и товаров аптечного ассортимента, изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля, организация деятельности структурных подразделений аптеки и руководство аптечной организацией при отсутствии специалиста с высшим образованием, организация и управление фармацевтической деятельностью, консультированием и информированием потребителей фармацевтических услуг»
А что же получается на деле? Что бы подробнее ответить на этот вопрос, давайте взглянем на наших покупателей. Чем отличаются российские потребители лекарственных средств?
Российские потребители отличаются:
• склонностью  к самолечению: до 80 % всех покупок (включая рецептурные препараты) россияне совершают, не проконсультировавшись с врачом;
• низким рейтингом заботы о здоровье в системе жизненных ценностей;
• недоверием к врачу: по данным многих исследователей, авторитет официальной медицины в нашей стране находится на невысоком уровне;
• непониманием роли фармацевта и провизора – часть посетителей аптеки не понимают, что за прилавком находится не просто продавец, а специалист со специальным образованием (таких около 15%, в основном - мужчины)
• и в тоже время, довольно большая часть покупателей склонны преувеличивать возможности фармацевтов и провизоров и используют их как медицинских консультантов (экспертов), обращаясь с просьбой поставить диагноз и, не отходя от кассы, назначить лечение.
• По статистике, 80% покупок в аптеке совершаются после консультации с фармацевтом (провизором).
Проиллюстрирую последнее утверждение несколькими историями:
В аптеку приходит молодая мама с ребенком лет шести.
Посетительница: «Дайте, пожалуйста, что-нибудь от горла»
Фармацевт: «Для кого?»
Посетительница: «Для ребенка, вот, для него»
Фармацевт: «А что  у него? Ангина? У врача были?»
Покупательница: «Нет, не были, но сейчас он горлышко покажет, он хорошо показывает!»
…. берет ребенка на руки, поднимает к окошечку: «Сынок, открывай скорее ротик, покажи тете горлышко!»
…Немолодая женщина жалуется на зуд и сыпь на коже. На расспросы фармацевта спокойно поднимает рубашку и показывает высыпания на боку…
…Очень немолодой мужчина, кряхтя, задирает штанину и пытается буквально всунуть в окошечко припухшую коленку, чтобы фармацевт подобрала лечение.
…Покупатель: дайте  мне что-нибудь от кашля!
Фармацевт: Какой у Вас кашель? Влажный или сухой?
Покупатель: да бог его знает! Вот такой! Громко и щедро кашляет в окошечко, прямо в лицо фармацевту.
Я уверена, что каждый из наших читателей мог бы рассказать миллион таких историй, я привела самые типичные. И это было бы смешно, если бы не было так грустно. .. Специалисты первого стола вынуждены ставить диагнозы, проводить медицинские консультации, потому что, во-первых, не могут и не должны оставлять без помощи посетителей, которые зачастую просто отказываются обращаться к врачу. Подробнее причины мы приведем чуть ниже.
А во-вторых, план продаж и расчет заработной платы в зависимости от размера среднего чека никто не отменял. Не будет продаж – не будет выручки – не будет заработной платы.
 Почему же наши люди так неохотно идут к врачам?
Особенности  работы  российских врачей
  На прием одного пациента отводится очень мало времени:
40%  терапевтов, 60%  неврологов, 70%  дерматологов   за один прием принимают
более 25 пациентов.
Более 63% врачей не могут уделить пациенту более 15 минут. За это время врач должен оценить состояние больного и назначить соответствующее лечение!
 В результате, пациент, которому врач не успел объяснить все нюансы  выбранной им схемы фармакотерапии, приходит со свои вопросами в аптеку и задает их провизору. А т.к. у провизора тоже нет времени (вспомните, в среднем две минуты!), пациент, не видя разницы, выбирает более дешевый аналог, или, испуганный перечнем показаний и противопоказаний, вообще отказывается от покупки.
В России низкая доля в назначении оригинальных западных препаратов, новинок. Согласно исследованию, проведенному компанией «Комкон-фарма», самые эффективные средства   чаще всего не входят в список наиболее часто назначаемых препаратов.
Дефицит времени заставляет российских врачей отказаться от  выписывания рецептов даже на рецептурные препараты. Рецепты часто заменяют клочки бумаги в клеточку.
 Сама видела в одной аптеке - в  качестве рецепта пациент  предъявил  провизору написанное  шариковой ручкой на предплечье название серьезного  рецептурного препарата. А в поликлинике слышала, как врач говорил пациенту – ну, вы в аптеке спросите, вам там подскажут!
 Грустно, но такова российская действительность.
К чему все это приводит?
Фармацевт вынужден сочетать в себе следующие функции:
1. Выполнять собственно задачи фармацевта (провизора) -  отпускать медикаменты по назначению врача, консультировать по правилам и особенностям приема,
2. Оказывать населению услуги врача-консультанта, ставить диагнозы и подбирать терапию
3. Быть хорошим продавцом, для того, что бы обеспечивать достойную прибыль аптеке, а себе – достойную заработную плату
4. Зачастую еще и услуги психотерапевта предоставлять, потому что пожилое население идет за поддержкой, за тем, чтобы выслушали, за тем, чтобы «слить» негатив и обиды именно в аптеку.
И каждая эта роль очень трудоемкая и тяжелая сама по себе, а уж все вместе…
Вот и развивается у наших провизоров и фармацевтов синдром эмоционального выгорания, когда работа становиться в тягость, покупатели все кажутся вредными и придирчивыми,  запоминается только негатив, накапливается усталость и раздражение. Ну что, нагнала я на вас тоски и страху? Давайте теперь поговорим о позитивном!
 Выход есть!
Давайте поговорим о том, как же нам противостоять этому неприятному состоянию, когда ничего не хочется, когда работа не  в радость, а посетители раздражают – о преодолении синдрома эмоционального выгорания среди провизоров и фармацевтов. Это будет очень полезно для того, чтобы глазки горели, энтузиазм появлялся, а продажи – росли. (о том, какие должны быть продажи в аптеке, чтобы оставаться в рамках фармацевтической этики, мы тоже поговорим, но в следующих статьях).
   Синдром эмоционального выгорания
Почему работа в аптеке такая не простая1.png
Когда я спрашиваю у провизоров и фармацевтов, чем им нравиться их работа (чем НЕ нравиться, я тоже спрашиваю) они мне часто отвечают, что в первую очередь тем, что есть возможность быть полезным, помогать людям. И это здорово. Это – важный аспект любой деятельности – быть полезным. Человек не может только зарабатывать деньги, ему хочется быть чем-то полезным, важным. И в то же время в нашей работе, в работе в аптеке, в работе с раздраженными, заболевшими посетителями, таиться много опасностей. Мы каждый день, иногда – каждый час подвергаемся стрессам. И хоть сильные стрессы в виде серьезного скандала или сложных проверок случаются нечасто, мелкие недоразумения происходят намного чаще, чем нам бы хотелось. А ведь синдром эмоционального выгорания, сокращенно СЭВ – это как раз реакция организма на продолжительные профессиональные стрессы средней интенсивности
СЭВ – это:
 Физическое
 Эмоциональное истощение
 Развитие отрицательной самооценки отрицательного отношения к работе
 Утрата понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам
На Европейской конференции ВОЗ (2005 г.) отмечено, что стресс, связанный с работой, является важной проблемой примерно для одной трети трудящихся стран Европейского союза и стоимость решения проблем с психическим здоровьем в связи с этим составляет в среднем 3-4% валового национального дохода.
История СЭВ.  Первые работы по этой проблеме появились в США. Американский психиатр H.Frendenberger в 1974 г. описал феномен и дал ему название "burnout", для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с пациентами (клиентами) в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Социальный психолог К.Maslac (1976 г.) определила это состояние как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам.  Позже симптоматика данного синдрома существенно расширилась за счет психосоматического компонента. Исследователи все больше связывали синдром с психосоматическим самочувствием, относя его к состояниям предболезни. В Международной классификации болезней (МКБ-Х) СЭВ отнесен к рубрике Z73 - "Стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни".
1974 год – первые работы, США,  доктор Френденберг
1976 год - К. Maslac, социальный психолог дала полное определение
1980 год - МКБ-Х,  рубрика Z73 - "Стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни"
Среди профессий, в которых СЭВ встречается наиболее часто (от 30 до 90% работающих), следует отметить врачей, фармацевтов, учителей, психологов, социальных работников, спасателей, работников правоохранительных органов. Почти 80% врачей психиатров, психотерапевтов, психиатров-наркологов имеют различной степени выраженности признаки синдрома выгорания; 7 - 8% - резко выраженный синдром, ведущий к психосоматическим и психовегетативным нарушениям. почему2
Выделяются три ключевых признака СЭВ. 
Развитию СЭВ предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, а затем наступает первый признак - истощение. Оно определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После отдыха эти явления уменьшаются, однако возобновляются по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию.
Вторым признаком СЭВ является личностная отстраненность. Профессионалы при изменении своего сострадания к пациенту (клиенту), расценивают развивающееся эмоциональное отстранение как попытку справиться с эмоциональными стрессорами на работе. В крайних проявлениях человека почти ничто не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика - ни положительные, ни отрицательные обстоятельства. Утрачивается интерес к клиенту (пациенту), который воспринимается на уровне неодушевленного предмета, само присутствие которого порой неприятно.
Третьим признаком является ощущение утраты собственной эффективности, или падение самооценки в рамках выгорания. Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности..Рисунок2
Что же делать?
Рисунок3.png
Помните, с каких эпиграфов мы начали эту статью? Да-да. Никто не позаботиться в этом случае о вас лучше, чем вы сами.
Существует три уровня профилактики синдрома эмоционального выгорания.
Первый уровень – стратегический. То есть это такие мероприятия, которые улучшат наше физическое и психологическое состояние в целом. По сути, это все рецепты счастливой и здоровой жизни и позитивной психологии. Сначала давайте поговорим о физическом здоровье, ведь поговорку про здоровый дух в здоровом теле знают все. Так вот, нам с вами, как специалистам из профессии риска, следует тщательно следить за своим здоровьем:
1. Крепкий, хороший, достаточный сон. Не менее 7 часов, в удобной кровати, в хорошо проветренной, тихой и темной комнате.
2. Правильно, здоровое питание. Много овощей, много круп и злаков, много морепродуктов и рыбы. Поменьше мяса, сладкого, сдобного , жирного.
3. Движение. Любыми приятными способами: прогулки, бег, велосипед, плавание, фитнес, два раза в неделю позаниматься от души, до пота.
Еще, конечно, хорошо массаж и банька, отдых на природе, прогулки босиком – но это по желанию и при возможности 
Теперь поговорим о здоровье психологическом. С этим дело у нас всех обстоит не так хорошо и внятно, как с постулатами ЗОЖ, хотя это очень и очень важно. Что же мы можем сделать для себя в этой области?
Все методы профилактики синдрома эмоционального выгорания и  чрезмерного стресса можно разделить на три основные группы: стратегические методы, тактические методы и методы «тушения пожара».
Стратегические методы – улучшают наше качество жизни и стрессоустойчивость  в целом. К ним относятся:
1. Работа со своими негативными установками и деструктивным мышлением.
2. Погружение в любимую работу, поиск себя, самореализация
3. Жизненные цели и приоритеты
4. Умение получать удовольствие от процесса жизни, жить здесь и сейчас
5. Здоровый пофигизм
6. Связь со Вселенной, Высшими Силами (для каждого они свои), духовная жизнь.
Тактические методы – относятся к нашим каждодневным действия, которые мы делаем для себя:
1. 1.Разумные, полезные удовольствия, хоббитерапия, фиксация и поиск позитива каждый день
2. Общение с приятными, позитивными людьми, формирование круга друзей, которые помогают, а не мешают жить счастливо
3. 3.Подружиться с собственными детьми и мужем, разделить с ними их или ваши увлечения
4. Чаще бывать на природе
5. Зажигать дома свечи
6. Устраивать праздники раз в месяц для домашних
7. Завести «почту радости»
8. Фиксироваться на позитиве
Тушим пожар (наши действия сразу после стресса или в момент возникновения сложной ситуации)
1. Прощаем больных и слабых
2. Креативно выходим из конфликта
3. Присоединяемся
4. Умыться, подержать руки под водой
5. Точечный массаж
6. Небольшая двигательная активность
7. Отвлечься на 2-3 минутки
Сегодня мы проработаем два важных аспекта – наши установки и жизненные цели, о следующих принципах поговорим в других статьях.
Ждем также, уважаемые читатели, Ваши способы справляться со стрессом и негативом как на рабочем месте, так и в жизни в целом.
Стратегические изменения. Изменение основных установок
Деструктивное мышление:
КАТЕГОРИЧНОЕ – вы видите вещи в черно-белых тонах. Если ваша работа несовершенна, то вы считаете себя полным неудачником.
АБСТРАКТНОЕ – вы обобщаете частные факты, говоря «всегда, никогда, все, никто, ничего». Или же, характеризуя себя или кого-то еще, делаете это в очень широком негативном смысле, далеко уходя от конкретного изъяна в поведении, с которого вы начали свои мысли (например: «плохой, глупый, уродливый, ленивый, некомпетентный, неадекватный, никчемный»).
КАТАСТРОФИЧЕСКОЕ – вы сильно преувеличиваете дурные события, покуда они не приобретают в вашем сознании катастрофические размеры. Вы используете такие слова, как «страшный, ужасный, кошмарный, трагический, конец света».
ПЕССИМИСТИЧНОЕ – вы замечаете только плохое и игнорируете позитивные стороны вашей жизни. Вы выступаете с неоправданно мрачными прогнозами на будущее и пользуетесь словами «пустой, проклятый, безнадежный».
ИСКАЖЕННОЕ (СУБЪЕКТИВНОЕ)– вы «обнаруживаете» вещи, которые вряд ли присутствуют, – намек или тень превращаются для вас в важное свидетельство.
ЛЕГКОМЫСЛЕННОЕ– вы убеждаете себя, что проблемы не существует или что от-дельные вещи не имеют для вас никакого значения (тогда как в действительности имеют).
ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЕ /ТРЕБОВАТЕЛЬНОЕ – у вас романтический взгляд на реальность. Вы полны прекрасными, но нереалистичными ожиданиями в отношении себя, родителей, брака, детей, любви, профессии, места своей работы. Естественно, что в реальном мире ничто не соответствует такому типу мышления.
Либо вы требуете от вещей быть такими, какими вы их хотите видеть, ваши собственные качества и поведение, поведение других людей, течение вашей жизни. Вы пользуетесь словами «должен», «обязан». Вы подвергаете себя огромным страданиям, придерживаясь столь жестких правил.
ОСУЖДАЮЩЕЕ – вы не прощаете себя и/или других людей за их неудачи. Вы можете считать их виновными во многих и многих вещах, и ваше мышление все больше и больше уподобляется критическим репортажам.
ОРИЕНТИРОВАННОЕ НА КОМФОРТ – ваше мышление постоянно ищет, как бы избежать боли и с ходу получить желаемое. Ваше мышление прибегает к таким построениям, как «слишком тяжело», «мне нужно это прямо сейчас», «я этого не выдержу».
ВЯЗКОЕ – ваше мышление следует в одном русле даже в случае, когда это непродуктивно. Вы вновь и вновь пережевываете одну и ту же тему, пока она не начинает казаться единственной важной на свете.
Подберите противоположные принципы:
Деструктивный принцип мышления Конструктивный принцип
Категоричное
Абстрактное
Катастрофичное
Пессимистичное
Искаженное
Легкомысленное
Требовательное /идеалистическое
Осуждающее
Ориентированное на комфорт
Вязкое
 Рисунок4
Рациональные и иррациональные мысли
Иррациональные мысли, вызывающие тревогу Рациональные мысли, которые
обеспечивают контроль над эмоциями
Как ужасно     Ничего страшного
Мне этого' не вынести Я могу смириться с тем, что мне не нравится
Я глуп Я сделал глупость
Он – урод! Он тоже несовершенен
Этого не должно было произойти Это должно было произойти, ибо произошло!
Меня убить мало Я виноват, но убивать меня не за что
Он не имеет права Он имеет полное право делать по-своему, хотя мне хотелось бы, чтобы
он не пользовался этим правом!
Мне обязательно нужно, чтобы он/она это сделали Я хочу/желаю/предпочитаю, чтобы он/она это сделали, но я не обязательно должен иметь то, что хочу
Дела всегда идут плохо Дела будут идти плохо если не часто, то иногда
Всякий раз, когда я стараюсь, ничего не получается   Иногда, и даже часто, у меня получается
Дела никогда не клеятся Дела не клеятся чаще, чем мне хотелось бы
Это больше, чем жизнь Это важная часть моей жизни
Это должно быть проще
Я хочу, чтоб это было проще, но то,что для меня благо, редко достигается безболезненно
Я должен был сделать лучше
Хотелось бы сделать лучше, но я сделал все, что было тогда в моих силах
Я неудачник
Я человек, который иногда допускает
промахи
Определение целей краткосрочных  и долгосрочных
Делюсь с вами своим примером постановки целей, жду ваших примеров!
До конца недели  - просмотреть образцы крови в архиве и сделать новую прическу
До конца месяца – освоить новую методику и сходить в кино или театр
До конца года – внедрить коммерческий анализ и обновить гардероб
На фото – автор
рисунок5
Переключения между видами деятельности и видами отдыха
Обязательно  делать маленькую паузу  после каждых 5 пациентов
Например:
 Посмотреть в окно
 Полить цветок
 Прочитать анекдот или смешную цитату из книжки
 Пообщаться с медицинским представителем, задавая интересные ВАМ вопросы
 Съесть яблоко
Дома:
 После мытья посуды – сесть в удобное кресло и выпить чашку вкусного чая
 Моя подруга сдвинула сон малышу из-за сериала
 После мытья пола – сделать маску
Профессиональное развитие
 Карьерный  рост
 Дополнительное  обучение
 Смена  специализации
 Уход от ненужной конкуренции
 Эмоциональное общение
Несколько рекомендаций на каждый день:
рисунок6
ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПОСЛЕ СТРЕССА
1) Психологические средства: аутогенная тренировка, мышечная релаксация, музыка и светомузыка, психорегуляция, гипноз.
2) Психогигиенические средства: интересный досуг, позитивные кинофильмы, общение с природой, комфортабельные условия жизни, хорошее общение.
3) Организационные средства: сбалансированная активность, правильный режим дня, планирование деятельности.
4) Медико-биологические средства: массаж, водные процедуры, бани, рациональное питание, полноценный отдых и сон.
5) Фармакологические средства: препараты женьшеня, золотого корня, витамины и минеральные вещества, биоактивные добавки, аромамасла. Особое место занимает хороший зеленый чай.
Упражнение на дыхательную регуляцию
Рисунок7.png
1. Выполняется сидя или стоя, в удобной для вас позе.
2. Сделайте медленный вдох через нос.
3. Вдыхая, заполните воздухом нижние отделы легких. Ваша диафрагма будет заставлять живот выпячиваться, чтобы освободить место для воздуха, и рука, лежащая на животе, будет подниматься. Продолжайте вдыхать и ощутите, как расширяется средняя часть легких по мере того, как нижние ребра и грудная клетка слегка расправляются впереди, чтобы вместить в себя воздух. Наконец, ощутите расширение верхних отделов легких, в то время как поднимается ваша грудная клетка, поднимаются плечи и вы чувствуете, как поднимается ваша рука, лежащая под ключицей. Слегка втяните живот, чтобы помочь легким. Этот медленный глубокий вдох можно выполнить за несколько секунд как одно плавное, непрерывное вдыхание.
4. Теперь на несколько секунд задержите дыхание.
5. Постепенно выдыхая через рот, слегка втяните живот и медленно поджимайте его по мере опустошения легких. Выдохнув полностью, расслабьте живот и грудную клетку, затем плечи.
6. В конце фазы вдоха слегка поднимите плечи и ключицы так, чтобы легкие можно было вновь до самых верхушек наполнить воздухом. Продолжайте дышать очень глубоко и
очень медленно, заполняя легкие снизу доверху, так как было описано выше. Позвольте плечам подняться и задержите вдох на несколько секунд, после чего медленно выдохните через рот. Дайте животу и грудной клетке расслабиться, избавьтесь от напряжения в плечах. Не пытайтесь выполнить это сразу в совершенстве. Попробуйте один раз, чтобы познакомиться с ощущениями, снова перечитайте инструкции и попытайтесь еще раз. В идеальном случае, если одна ваша рука лежит на животе, а другая – на верхней части грудной клетки, вы обнаружите, как на вдохе первой поднимается рука, лежащая на животе, а следом та, что покоится на груди. Проделайте это упражнение несколько раз, пока не научитесь с легкостью нагнетать воздух в нижние отделы легких на
вдохе.
Идеальной целью для тренировки будет осуществление трех глубоких, медленных вздохов 5 – 6 раз в день по 45 секунд каждым способом, который мы описали выше.
Чтобы не забыть об упражнении, можно отвести для него определенное время в течение дня (например, непосредственно перед едой, перед каждым занятием, после пробуждения утром, перед сном) или особые ситуации (например, при посадке в машину, перед включением телевизора).
Глубокое дыхание является фундаментальным упражнением, которое вы можете использовать для регуляции своих эмоциональных и физиологических реакций в стрессовых ситуациях.
Рисунок8
 Рисунок9
Задания:
Дорогие друзья!
1. Мы ждем от вас ваших примеров, как вы выходите из стресса и преобразуете негативные установки в позитивные, присылайте их нам, пожалуйста! Мы их опубликуем.
2. Заполните, пожалуйста, табличку
Преобразуйте негативную установку в позитивную
Я не смогу этого сделать…
Что будет, если я ошибусь…
Я боюсь…(например, что у меня не хватит выдержки)
Мне не хватит нужных аргументов
Мое слабое место  будет заметно окружающими…
Я могу подвести…
Мне поручили такое ответственно дело, а я его завалю…
Они должны меня слушать…
С этими людьми невозможно работать…
Да они все больные просто! На всю голову…
3. Приведите примеры непростых для вас стрессовых, напряженных ситуаций в аптеке, чтобы мы могли разобрать их  в следующих статьях
С уважением, Марина Коломиец
Симпатичное стихотворение в тему изменений себя:
Начни с себя.(Елена Олейник.)
Я думала: как мир погряз в грехах,
Ему бы не мешало измениться.
Но мир громадностью своей вселяет страх,
Он – небо, я – лишь маленькая птица.
Он — океан, песчинка я на дне,
Он — снегопад, а я – одна снежинка
Я — звездочка в бескрайней вышине
И в Антарктиде я – всего лишь льдинка.
Мне мир не изменить – не хватит сил
Быть может, город я смогу исправить?
Он по размерам меньше чем весь мир.
Что к этому еще могу добавить?
Но город тоже неподвластен мне
Грехов так много. Я одна не справлюсь.
И на колени молча в тишине.
Я пред Творцом Всевышним опускаюсь.
Господь, скажи, как лучше поступить?
Как людям мне помочь чужим и близким?
Как научить их всех других любить
И пред Тобой склониться низко, низко?
Как научить других — не убивать,
Не осуждать, не красть, не лицемерить
И в роддомах детей не оставлять?
Как им помочь, Господь, в Тебя поверить?
Как подсказать, что нужно всех прощать?
В слезах я долго к Господу взывала
Боялась время зря я потерять
И, наконец, в бессилье я упала.
И тут Господь мне тихо прошептал:
От мыслей этих можно заблудиться.
Ведь чтобы мир вокруг красивым стал,
Тебе, родная, нужно измениться.
Ты прежде измени себя саму
Освободись от страшного порока
Я буду рядом, дочь, я помогу
В огромном мире ты не одинока.
Попробуй и начни с самой себя
Взгляни на мир вокруг глазами веры
И ты увидишь, как вокруг тебя
Падут врагом построенные стены.
Молись! Увидишь – мир весь расцветет!
На грешников посмотришь, как на ближних
Знай, что Моя рука тебя ведет.
И где б ты не была – Я здесь, Я слышу.
Не падай духом, Я всегда с тобой
Молись опять, когда слабеют силы
Я Бог твой – Утешитель, Я – Живой!
Дитя Свое в беде Я не покину.
Всегда Я рядом, только не забудь.
Ты для Меня всех жемчугов дороже
Примером для людей хорошим будь
Я обещал, и Я тебя не брошу.
       
Сетевое издание PHARMEDU (18+) зарегистрировано в Роскомнадзоре 12.07.2019 г. Номер свидетельства Эл №ФС77-76297. Учредитель — Общество с ограниченной ответственностью «ФАРМЕДУ» (ОГРН 1185074012881).
Главный редактор — Т. Ю. Ходанович. Тел: +7 (495) 120-44-34, email: hello@pharmedu.ru
Публикация № P-5301
Мы используем файлы cookies. Оставаясь на сайте, вы принимаете условия. ОК