Популярные теги

Фармацевтическое консультирование по вопросам витаминно-минеральной коррекции у детей и подростков

31 мая 2021

Особое место среди всего разнообразия лекарственных средств, применяемых на территории РФ, занимают витаминно-минеральные комплексы (ВМК). При кажущейся простоте назначения и консультирования по их применению у детей и подростков эта фармакотерапевтическая группа имеет особенности, которые необходимо учитывать*.

  • Хотя ВМК и относятся к безрецептурным препаратам и могут быть просто назначены (рекомендованы) к приему, важно понимать, что они не могут быть выписаны по МНН, т. к. представляют собой комбинацию премиксов (исходных субстанций витаминов и минералов). Соответственно, в аптеке провизору нет необходимости предлагать покупателю несколько вариантов ВМК по различным ценам.
  • Характерной особенностью ВМК является то, что их нельзя дифференцировать, как это принято в современной фармакологии, на оригинальные препараты (впервые синтезированные молекулы) и дженерические (воспроизведенные молекулы) по той же самой причине — ввиду отсутствия МНН. Специалистам важно понимать это для того, чтобы иметь иные критерии оценки качества ВМК. Для последних ключевым показателем эффективности и безопасности является качество премиксов. Целесообразно оценивать их страну-производитель; состав (на отсутствие технологической, фармакологической и физико-химической несовместимости); используемые концентрации премиксов и их соответствие установленным нормам, а также технологию получения готовой лекарственной формы.
  • В настоящее время ВМК регистрируют и в качестве лекарственных средств, и в качестве биологически активных добавок (БАД). Специалистам необходимо иметь четкое представление о механизме процесса регистрации. Его двойственность связана с тем, что фирма-производитель вправе зарегистрировать препарат либо в качестве лекарственного средства, при условии доказанной клинической эффективности заявляемой фармакологической активности, либо в качестве БАД к пище — при условии, что препарат подпадает под определение (композиция натуральных или идентичных натуральным веществ, предназначенных для непосредственного приема с пищей или введения в состав пищевых продуктов с целью обогащения рациона отдельными пищевыми или биологически активными веществами и их комплексами) [1]. Следовательно, современные ВМК имеют основания быть зарегистрированными и как лекарственное средство, и как БАД. Отсюда следует основной вывод: существующая двойственность — исключительно вопрос регистрации. Это ставит БАД и лекарственные средства в абсолютно равное положение при условии, что производитель занимается выпуском и лекарственных средств, и БАД. Необходимо отметить, что регистрация БАД протекает в более короткие сроки, по сокращенной схеме по сравнению с регистрацией лекарственных средств и, соответственно, обходится производителю дешевле.

Наряду с особенностями назначения и консультирования в отношении ВМК, с которыми сталкиваются специалисты, конечный потребитель испытывает не меньшие сложности. Некоторые из них требуют разъяснения на приеме у врача-педиатра, а некоторые должны быть озвучены провизором в аптеке.

Специалисты сталкиваются с существованием множества мифов и предубеждений в сознании родителей по вопросам витаминноминеральной коррекции у детей и подростков. При назначении этой фармакотерапевтической группы родителей необходимо информировать как минимум по 4 основным направлениям.

  • Независимо от того, где и как питается ребенок (дома, в детском саду, в школе или санатории), он не получает с пищей достаточного количества витаминов и микроэлементов [2, 3]. Поэтому важно, чтобы ребенок получал их из дополнительного источника, т. е. из витаминно-минеральных комплексов.
  • Принимать витаминные комплексы необходимо регулярно, поскольку их нехватка ощущается постоянно. Из пищи в лучшем случае можно получить половину требуемого количества. Перерыв в приеме ВМК целесообразно сделать летом, когда ситуация с поступлением витаминов улучшается в связи с большим количеством овощей и фруктов. Минимальный курс приема составляет 2–4 недели, при этом необходимым условием является адекватное поступление жидкости (соблюдение питьевого режима) [4].
  • По фармакологической эффективности ВМК, продаваемые в аптеке, не только не уступают натуральным витаминам, а превосходят их, т. к. усвояемость витаминов из продуктов питания теоретически составляет 90–95%, а реально может составлять 50–60% или даже вообще отсутствовать [5].
  • Витамины и минералы необходимы для гармоничного роста и развития организма. Однако следует понимать, что при имеющихся серьезных заболеваниях у ребенка ему необходимо в первую очередь проводить специализированное лечение, а прием ВМК можно рассматривать только как поддерживающее мероприятие.

Провизору/фармацевту необходимо реализовывать свою просветительскую функцию, информировать родителей и отвечать на возникающие вопросы при продаже лекарственных средств. Если мы говорим о ВМК для детей и подростков, то должны быть учтены следующие моменты.

  • Не следует бояться принимать препараты, содержащие комбинации витаминов и минералов. В той пище, которую человек съедает за завтраком или обедом, присутствуют всевозможные комбинации, и мы не боимся, что они нейтрализуют друг друга в организме. Так же обстоит дело и с современными ВМК. Используя специальные технологические приемы, производители добиваются того, чтобы витамины и минералы, усиливающие действие друг друга, усваивались одновременно, а те, которые конкурируют при всасывании, имели различное время высвобождения из таблетки или капсулы [6].
  • При назначении витаминов на фоне применения других лекарственных средств необходимо учитывать возможности и особенности их взаимодействия. Целесообразно начинать прием ВМК сразу после основного курса лекарственных средств, и в частности антибиотиков [7].
  • Витамины необходимо принимать в основной прием пищи, а не натощак, т. к. при этом отмечается максимальная биодоступность и отсутствие диспепсических явлений.
  • При приеме ВМК следует придерживаться инструкции, соблюдать суточные дозировки, предусмотренные возрастными нормами потребления. С одной стороны, не следует допускать непреднамеренной передозировки, а с другой — не применять ВМК слишком короткими курсами, что не даст возможности детскому организму получить адекватное количество препарата. Также нельзя принимать ВМК по истечении срока годности.

Актуальность специальных комплексов продиктована необходимостью, наряду с комплексом витаминов и минералов, предложить ребенку и другие эссенциальные вещества. Например, пребиотик оправдан в составе ВМК при нарушении механизмов всасывания и признаках дисбиоза кишечника у ребенка [9]; Омега-3 (эйкозапентаеновая и декозагексаеновая кислоты) нужны для сбалансированного развития и работы нервной системы, мозга, зрения, а также адекватной умственной деятельности растущего организма и развития когнитивных способностей.

Очень важно, чтобы помимо Омега-3 ВМК также содержал и комплекс витаминов, из которых особенно существенны витамины А, Д, Е, поскольку за счет них усиливается действие Омега-3-кислот. Внимание специалистов к Омега-3 продиктовано тотальным дефицитом данных веществ в рационе питания детей и подростков [10].

Консультация провизора и фармацевта весьма важна для конечного потребителя, т. к. позволяет лучше ориентироваться в вопросах минерально-витаминной коррекции рациона питания детей и подростков и помогает разобраться в сложных вопросах современной фармакологии.

* — Талашова С. В., Хрыкова А. Г, Трубников А. А. «Опыт комплексного консультирования врачом-педиатром в лечебно-профилактическом учреждении и провизором (фармацевтом) в аптеке по вопросам витаминно-минеральной коррекции у детей и подростков» //  Вопросы современной педиатрии. — 2013;12(4):126-129. — doi.org/10.15690/vsp.v12i4.739


Список литературы

  1. Pilat T. L., Ivanov A. A. P32 Biologicheski aktivnye dobavki k pishche (teoriya, proizvodstvo, primenenie) [P-32 Nutritional Supplement. Theory, Producing, Application]. Moscow, Avvallon, 2002. 710 p.
  2. Пилат Т. Л. «Биологически активные добавки к пище : (Теория, пр-во, применение)» / Т.Л. Пилат, А.А. Иванов. — М., 2002. — 708 с.
  3. «Нормы физиологических потребностей для детей разного возраста в основных пищевых веществах и энергии». — Москва, Минздрав РФ.— 1991.
  4. Методические рекомендации «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации». — МР 2.3.1.2432. — Введены с 18 декабря 2008 г.
  5. Громова О. А. «Витаминные и минеральные препараты». —Фармацевтический вестник. — 2003. — № 2. — С. 16 – 18.
  6. Спиричев В. Б. «Сколько витаминов человеку надо?». — М., 2000. —236 с.
  7. Ших Е. В. – Российский медицинский журнал, 2006. — №4. — с. 1225-1231
  8. Кукес В.Г., Тутельян В.А. Витамины и микроэлементы в клинической фармакологии. — М.: Палея-М, 2001. — 489 с.
  9. Коровина Н. А. «Русский медицинский журнал».— 2003; 11 (22): 1235–1237.
  10. Ершова, А. А. Высоцкий, В. И. Ткаченко // «Здоровье ребенка». —2008. —№ 2 (11). —С. 37–42.
  11. Конь И. Я., Шилина Н. М., Вольфсон С. В., Георгиева О. В. «Лечащий врач». — 2013; 06 (1): 25–32.
Поделиться:
Сетевое издание PHARMEDU (18+) зарегистрировано в Роскомнадзоре 12.07.2019 г. Номер свидетельства Эл №ФС77-76297. Учредитель — Общество с ограниченной ответственностью «ФАРМЕДУ» (ОГРН 1185074012881).
Главный редактор — Т. Ю. Ходанович. Тел: +7 (495) 120-44-34, email: hello@pharmedu.ru
Публикация № P-35199
Мы используем файлы cookies. Оставаясь на сайте, вы принимаете условия. ОК