Цвет — одна из важнейших составляющих дизайна аптеки. Посредством использования цвета можно оказывать различное физиологическое воздействие на человека, вызывая хорошее или плохое самочувствие, повышая и снижая его активность.
Порой, входя в то или иное помещение, мы сами не понимаем, почему так хочется его скорее покинуть или, наоборот, хочется побродить по отделам, несмотря на то, что никакой конкретной потребности в осуществлении покупки нет. Сознательно мы не всегда отдаем отчет в том, что изменение настроения при смене помещения спровоцировано воздействием цвета на наше психологическое состояние.
Цвет обладает свойствами зрительно изменять восприятие размеров помещения, значимости товара или, наоборот, его незначительности. Определить воздействие цвета мы можем и непосредственно — оценив ощущения от прямого зрительного восприятия того или иного цвета.
Все мы прекрасно понимаем, что нельзя сбрасывать со счетов воздействие цвета на восприятие и чувства человека, но как можно использовать данное понимание на практике?
Давайте рассмотрим последовательность простых шагов, которые помогут сформировать адекватные цветовые решения в аптеке.
Первый этап — подбор цветов, соответствующих интерьеру и характеру продукции и спроса.
На первоначальное отношение к аптеке покупателя влияет цветовая гамма помещения аптеки. В этой ситуации важно оценивать, какие цвета, используемые в оформлении помещения, могут соответствовать общей идее аптеки и ее атмосфере.
Теплые и холодные цвета вызывают противоположные психологические эффекты. Теплые тона подходят для торговых точек, где желательны активные, возбужденные, энергичные покупатели. Холодные, расслабляющие тона более характерны для продажи товаров, покупка которых вызывает беспокойство, например, любых дорогих вещей, а также товаров, связанных со здоровьем человека.
Красный и синий цвета обладают сильными активизирующими свойствами и могут стимулировать импульсивные покупки. Цвета средней части спектра (зеленый) чаще снижают активность потребителей и хороши там, где, например, собираются длинные очереди.
Белый цвет - цвет абсолютной чистоты и порядка — в цветовом оформлении интерьеров играет ведущую роль. С его помощью одному и тому же цвету придают различные оттенки. В качестве цвета порядка и аккуратности белый широко применяют для обозначения площадей складирования, для разграничения направления движения, для различных указателей.
Второй этап — создание цветовой гармонии.
При рассмотрении витрины с товаром в аптеке часто создается ощущение хаоса, ряби в глазах. Такая ситуация возможна, когда товары (особенно небольшого размера) размещены на оборудовании без учета цветовых и тональных требований. Симптомы хаоса можно определить, оценив реакцию посетителя на оформление прилавка. Если человек, подойдя к прилавку, быстро от него отходит или сразу обращается за консультацией к работнику «первого стола», это один из сигналов для того, чтобы обратить внимание на правильность оформления витрины и подойти к этому вопросу более критично. Цветовая гармония связана с эмоциональным впечатлением от сочетания цветов.
Что же такое гармоническое сочетание? Это сочетание, которое более привычно для восприятия человека.
Лучшая система, способная показать гармонию цветов, — это природа. Попробуйте вообразить ваш любимый пейзаж или найти поправившуюся картинку в журнале или книге. Оцените, какие 2-3 цвета преобладают на ней? А теперь разрежьте картинку на небольшие кусочки и вообразите, что они и являются вашими товарами. Как теперь вы разложите их на полке? Попробовав сделать это однажды, вам будет гораздо проще оценивать и расставлять упаковки товаров с учетом цветовой гаммы.
Но здесь должна быть соблюдена мера. Важно понимать, что если используются очень близкие цвета, они начинают восприниматься как один и вызывают ощущение сплошного и неразличимого.
Практическое применение: в случае если цвет упаковки близок к цвету фона, товар сливается с окружением. Увидев на упаковке голубую надпись по синему, сразу подумайте о дополнительных средствах привлечения внимания к этому товару.
Цветовые пятна темного цвета (например, коричневый) при недостаточном освещении вызывают ощущение крупной тени, провала, дыры. Светлые пятна (композиция упаковок белого цвета) зрительно приближают товар к покупателю, по надписи на упаковке могут казаться менее значимыми.
Третий этап — привлечение внимания.
Наиболее сильным раздражителем является оранжевый цвет. Далее следуют желтый, красный, зеленый, темно-красный и пурпурный. Желтый цвет лучше других подходит для наклеек на полки и сообщений об акциях, проводимых в аптеке, а также о специальном предложении на новый товар. На этикетках и вывесках желтого цвета хорошо читается текст, а, но воздействию он намного эффективнее привычного белого. Наименьшее раздражающее воздействие свойственно холодным и нейтральным цветам — голубому, зелено-голубому и фиолетовому разных оттенков.
Важно помнить, что раздражающие цвета пригодны для окраски только небольших поверхностей помещений, спокойные — вполне подходят для окраски большой плоскости.
Существует система отражения основных и второстепенных контрастов, которая носит название «треугольники Делакруа. Три цвета образуют самые сильные контрасты друг с другом: желтый — красный — синий. Несколько более слабые контрасты дают сочетания оранжевого, фиолетового и зеленого цветов.
Красный Оранжевый
Фиолетовый
Желтый
Синий Зеленый
Четвертый этап — формирование определенного настроения в отношении свойств и преимуществ товара, обращение к цветовым ассоциациям.
Человек, так или иначе, постоянно реагирует на цветовые сочетания исходя из опыта Предшествующих поколений. Красный цвет исторически принято ассоциировать с любовью, радостью, опасностью. Синий цвет — с понятием мудрости, знания.
Цвета сильно воздействуют на мысли и чувства людей. Как показывают исследования, 80% цвета поглощается нервной системой и только 20% — зрением.
Психометрический подход к изучению цветовой среды находит отражение в разработке Естественной цветовой системы (1967) Шведского центра цвета.
Цвета, используемые для фасадов и оформления интерьера, вызывают у человека ощущения, приведенные.
Влияние цветов на восприятие человека и его психическое состояние изучал М. Люшер. Он отметил, что желто-красные тона вызывают чувства взволнованности, возбуждения, активности. Синие и серые, наоборот, действуют успокаивающе. В табл. 17 приведены более расширенные характеристики цветов.
Применительно к формированию дизайна витрин целесообразно использовать в оформлении не более двух различных цветов. Количество оттенков может быть больше в силу разбиения торгового зала на области, выделенные в результате анализа различного поведения покупателя в зависимости от его восприятия окружающей среды.
Таблица Цветовая система
Цвет |
Ощущение |
Темные цвета |
Синий |
Холод |
Фиолетовый |
Тяжесть |
Пурпурный |
Величие |
Светлые цвета |
Оранжевый |
Тепло |
Желтый |
Легкость |
Желто-зеленый |
Привлекательность |
Средние цвета |
Зеленый |
Покой |
Красный |
Бодрость |
Таблица Характеристики цветов
Цвет |
Характеристика цвета |
Зеленый |
Нейтральный, спокойный, свежий |
Красный |
Теплый, раздражающий, тревожный, символ опасности и запрета, действует на эмоциональных людей |
Оранжевый |
Увлекательный, возбуждающий, создает чувство благополучия, вызывает учащение пульса |
Желтый |
Привлекает внимание и долго сохраняется в памяти |
Фиолетовый |
Агрессивный, тревожный |
Синий |
Успокаивает, создает внутреннюю силу и гармонию |
Белый |
Символизирует чистоту и порядок |
Коричневый |
Стабильный и реалистичный, по иногда воспринимается как грязный (земляной). Также традиционный цвет керамики, кофе и шоколада |
Черный |
Изысканность и изящество |
Теплые цвета больше подходят для зон торгового зала, в которых имеет место присутствие энергичных покупателей (зона возвращения), но не подходят для зон, где покупатели чувствуют себя неуверенно (зона адаптации) или где они и без того достаточно активны (зона покупки). Холодные тона (оттенки синего и зеленого), напротив, расслабляют, умиротворяют, успокаивают, приятны для глаза, а потому лучше подходят для зоны адаптации и секции с дорогостоящими и другими товарами, вызывающими настороженность и беспокойство.
Понятно, что данное разграничение, но оформлению помещения в зависимости от зон возможно в случае работы с торговым залом, состоящим из так называемых самостоятельных областей, которые могут быть выкрашены в различные цвета, исходя из желаемого воздействия па поведение потребителя, при этом сочетание этих цветов при заданной планировке будет выглядеть гармонично.
Вы получили общие рекомендации по оформлению торгового зала розничной точки независимо от ее специализации. Как же поступать в аптеке?
Аптека, так или иначе, вызывает у человека некоторое беспокойство, потому как сюда приходят люди для поиска избавления от недугов. Используя фисташковый цвет и другие оттенки зеленого при окраске стен помещения, мы можем получить эффект расслабления и успокоения нашего покупателя.
С учетом того, что белый цвет подчеркивает чистоту и аккуратность помещения, при желании можно допустить комбинацию этих цветов при окраске стен торгового зала. Наша задача — показать покупателю, что у нас в аптеке ему не, о чем беспокоиться, что здесь надежно и есть решение его проблемы.
При этом подбором цветов мы также можем косвенно показать, что в аптеке продаются препараты, при изготовлении которых используются качественные и натуральные ингредиенты (зеленый цвет ассоциируется с травами и другими растениями), т. е. вызвать доверие покупателей к аптеке.