Маркировка лекарств: ожидаемые сложности
Введение обязательной маркировки лекарств диктует новые условия работы для каждого звена товаропроводящей цепи. Валентина Бучнева, глава евразийского подразделения фармацевтической компании «Босналек», рассказала, как подготовиться к переходу и какие трудности при этом могут возникнуть.
С 1 июля 2019 г. в системе мониторинга «Честный ЗНАК» началась обязательная регистрация фармпроизводителей, дистрибьюторов, аптек и медучреждений, участвующих в обороте препаратов из госпрограммы высокозатратных нозологий. В Центре Развития перспективных технологий (ЦРПТ) – оператор системы маркировки – отмечают, что, что и до 1 июля количество регистраций участников в системе уже носило лавинообразный характер, а в скором времени стоит ожидать всеобщего подключения. С 1 января 2020 г. система маркировки лекарственных средств станет обязательной для всех участников рынка.
По отзывам представителей бизнеса с опытом перехода на маркировку алкогольной продукции в ритейле, процессы и проблемы, с которыми столкнулся фармрынок, очень близки. Например, так же, как и сейчас, часть бизнеса ожидала переноса сроков. Основная причина таких ожиданий – не столько технические аспекты, сколько различная степень понимания игроками рынка надвигающихся изменений.
Ряд компаний уверенно заявляют о своей полной готовности: они зарегистрировались в системе, некоторые аптечные сети даже смогли протестировать отпуск маркированной продукции из своих розничных точек. В то же время отдельные игроки рынка еще даже не осознали смысла происходящего.
Для каждого звена товаропроводящей цепи введение обязательной маркировки определенным образом диктует новые условия работы.
Оборудование для маркировки лекарств
Производители лекарств должны предусмотреть размещение криптохвоста в 44 знака на упаковке препарата, без снижения качества печати и брака упаковки.
Для этого необходимо специальное оборудование, это дополнительные инвестиции. Но, учитывая, что процесс введения маркировки, хоть и с привязкой к разным датам, происходит не только в России, но и в других европейских странах, эти инвестиции неизбежны и оправданы – как задел на будущее.
Интересный вопрос – что будет с традиционно недорогими препаратами, которые исторически фасуют и продают только в блистерах (например, активированный уголь или таблетки от кашля)? Разместить криптохвост на такой упаковке не представляется возможным. То же самое касается бюджетных дженериков: качество упаковки у таких препаратов обычно не самого высокого уровня. Для того, чтобы информация должным образом считывалась, возможно, придется повысить качество печати – это, соответственно, потребует перехода на более качественный картон для упаковки. В результате препарат станет дороже для конечного потребителя.
Кроме того, сегодня распространена продажа препаратов по блистерам, особенно в небогатых регионах, где люди не могут позволить себе покупку целой упаковки. Здесь тоже возникает вопрос – что будет с таким вариантом продажи? Утешает тот факт, что ЦРПТ в курсе проблемы и обещает разработать решение.
Для дистрибьюторов обязательная маркировка – еще более серьезный вызов. Чтобы обеспечить прослеживаемость товара, им необходимо внутри склада иметь полную историю всех операций и трансформаций. В условиях автоматизированных складов это требует серьезного дооборудования.
Кроме того, считывание кода на каждой упаковке при фасовке товара для отправки в розничные точки потребует значительного увеличения временных затрат. Так, некоторые представители дистрибуторского звена уже говорят о том, что пока планируют работать на условиях обратной акцептации, то есть внося данные об отправке товара со склада на основе информации о принятом аптекой товаре.
Что касается аптек, основные корректировки, по мнению представителей розничного звена, заключаются в установке специального считывающего оборудования и настройке программного обеспечения. Этот процесс может занять от 1 до 3-х месяцев.
Конечно, пока также остается неотработанным ряд рабочих вопросов. Например, приемка товара подразумевает его попозиционное сканирование – это не только временные издержки, но и найм дополнительного персонала. Увеличится и время отпуска товара на кассе. Процесс теперь будет происходить ровно так же, как продажа алкоголя: необходимо будет просканировать два штрих-кода, которые сначала нужно будет отыскать, ведь форма, размер и оформление у различных препаратов существенно отличаются.
На подготовку лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), согласно ожиданиям экспертов, может понадобиться около 6 месяцев. На данный момент это самое слабое звено в переходе на обязательную маркировку. В то же время, именно подключение ЛПУ позволит пресечь перепродажу препаратов, неиспользованных по назначению в лечебных учреждениях, а эти факты фиксировались неоднократно.
Переход к обязательной маркировке лекарств все ближе. Ожидается, что это поможет сделать рынок более прозрачным, а в этом заинтересованы и производители, и промежуточные звенья товаропроводящей сети, и потребители. Поэтому нам остается тщательно подготовиться и приложить все усилия, чтобы этот переход прошел гладко.
Источник: Бизнес.ру
https://www.business.ru/article/2151-markirovka-lekarstv-s-2019-goda-chto-nujno-znat
- Поделиться:
Главный редактор — Т. Ю. Ходанович. Тел: +7 (495) 120-44-34, email: hello@pharmedu.ru
Публикация № P-34145