Общение между продавцом и клиентом происходит по трем основным каналам: вербальному, звуковому и визуальному. Эти: каналы обладают различной эффективностью по воздействию; на клиента. Приблизительно 10% — это вербальное воздействие, определяемое значением слов, которые мы произносим; 30% — воздействие, оказываемое тембром голоса, мелодичностью и ритмикой; а остальные 60% — это воздействие, оказываемое визуально наблюдаемыми компонентами поведения: движениями, взглядами, одеждой, выражением лица, манерой поведения.
Личная встреча
- 10% — вербальный канал
- 60% — визуальный канал
- 30% — вокальный канал
Разговор по телефону
- 30% — вербальный канал
- 70% — вокальный канал
При разговоре по телефону визуально наблюдаемые компоненты поведения отсутствуют, и при этом существенно возрастает роль голосовых компонентов: теперь они составляют 70%, а вербальные — 30%.
Что важнее для восприятия песни: слова, мелодия, сопутствующий танец или внешний вид, исполнителя?
Вербальный канал
За первые 30 секунд общения вы успеваете сказать до 100 слов. Порой это самые важные слова в ваших продажах. На этапе установления контакта уместны мотивирующее утверждение и короткий светский разговор на нейтральную, общую тему: об общих ценностях и интересах, об общих проблемах развития бизнеса, о погоде, о транспорте, о последних событиях в жизни страны. Продажа для большинства продавцов — это в большей степени собственное говорение. Успех же продаж часто определяется тем, насколько разговорчив клиент и насколько искусен в слушании продавец. Лучше, если первые 100 слов скажет клиент, а вы будете заинтересованно слушать.
На этапе вхождения в контакт задача состоит в том, чтобы разговорить, раскрыть клиента и таким образом дать ему возможность освоить новое для себя пространство. Чем меньше говорит продавец, тем лучше.
Звуковой канал
Звуковой канал воздействия характеризуется тембром, высотой тона голоса, темпом и ритмикой речи. В какой-то мере на этом этапе справедливо утверждение: "Не важно, что вы говорите, а важно как". Так, скорость произнесения приветствия и используемые при этом интонации в большой мере формируют, фон. дальнейшего общения. Характерным проявлением волнения на этапе установления контакта является излишне быстрая речь.
Одной из действенных рекомендаций является сознательное замедление темпа первых фраз разговора с клиентом. При этом старайтесь использовать интимно-доверительные интонации. Эти интонации возникают, когда мы говорим медленно и низким голосом. Ваш голос должен звучать лучше, чем голос конкурента. Научитесь "улыбаться" самой интонацией своего голоса. Это возможно только тогда, когда уголки ваших губ разводит реальная улыбка.
Количеством произносимых в минуту слов определяется темп речи: медленный темп речи составляет 80-100 слов в минуту; средний темп речи — 120-140 слов в минуту; быстрый темп — 160-180 слов в минуту. Когда продавец говорит в быстром темпе, это часто создает ощущение неуверенности и спешки. Очень эффективна пауза — в нужный момент и в нужном месте.
Если смысл слов противоречит невербальному поведению продавца, то клиент скорее поверит последнему. Например, вы говорите, что "счастливы встрече", а сами украдкой посматриваете на часы.
Существует ряд эффективных способов установления первого контакта, основанных на технике "зеркального отражения". Применительно к голосовым компонентам эти техники выражаются в подстраивании голоса продавца под тональность и темп речи клиента. Эта подстройка часто проходит незамеченной, поскольку большинство людей не осознают тональности и темпа своей речи. Многие продавцы используют техники "зеркального отражения" совершенно бессознательно.
Визуальный канал
Это то, что мы видим, наблюдая, например, по телевизору говорящего человека при отключенном звуке. Ваша одежда, выражение лица, поза и жесты, движения глаз, общая ухоженность - все это во многом определяет эффективность первого контакта. Одевайтесь так, чтобы выглядеть представительно. Одежда - составной элемент успеха продавца. Самовыражение в одежде и поведении должно проводиться в рамках бизнес-этикета. Следуя бизнес-этикету, вы создаете удобство и для себя, и для других людей.
Деловая одежда - часть вашего карьерного успеха
Ваше поведение и одежда служат отражением корпоративной культуры вашей компании.
Первые секунды общения должны оставлять у клиента ощущение комфорта, безопасности и доброжелательности. Эти ощущения человек испытывает с детства, когда ему улыбаются. Самый простой способ успокоить клиента - мягко ему улыбнуться. Мягко, потому что иначе некоторые психологические типы могут воспринять улыбку как проявление скрытой хитрости или даже насмешки.
Улыбка - самая высоокоплачиваемая гримаса
Выражение лица
Выражение лица и улыбка в первые секунды общения часто намного важнее того, что вы говорите. Три задачи продавца: держать лицо, не потерять лицо, сохранить лицо. У артистов балета существует профессиональный термин: "держать спину". Для продавца не менее важно "держать лицо"- даже если он устал или расстроен предыдущим клиентом.
Три задачи продавца: держать спину,
не потерять лицо,
сохранить лицо.
Осанка
Ваша осанка очень много говорит потенциальному клиенту. Поза должна быть открытой. Держите спину прямо, чтобы иметь вид уверенного в себе человека.
Рукопожатие
В первые секунды общения выражение лица и улыбка намного важнее того, что вы говорите
Рукопожатие - знак того, как вы цените и уважаете человека. Если оно будет слабым, а руки - потными или дрожащими, ваш собеседник расценит вас как неуверенного человека. Протягивайте руку своему посетителю первым, не заканчивайте рукопожатие слишком рано
Продавец должен понравиться клиенту с первого взгляда. Это часть его профессии. Кто не считает это обязательным условием, может его не придерживаться. Но это автоматически означает другой путь: выбор профессии, в которой нравиться с первого взгляда не придется.
При встрече клиента:
- Не читайте!
- Не курите!
- Не ешьте и не пейте!
- Не жуйте!
- Не игнорируйте пришедших клиентов!
- Не будьте похожи на вахтера!
- Не разгадывайте кроссворд!