Открытые вопросы называются так потому, что они позволяют «открыть», завязать разговор, так как собеседник не может ответить на них односложно, сказав только «да» или «нет».
Открытые вопросы побуждают его сообщить вам определенные сведения и тем самым дать новую пищу для разговора.
Всегда, когда вы хотите склонить собеседника к высказыванию его мнения, следует прибегать к помощи открытых вопросов. Особенно важно их использовать на этапе выяснения потребностей клиента.
Если вы хотите как можно больше узнать о своем собеседнике, его потребностях, запросах, проблемах, желаниях и позициях, задавайте ему открытые вопросы.
Открытые вопросы, как правило, начинаются с вопросительных слов:
кто, что, где, когда, зачем, почему, сколько, кому, как, чем...
Открытые вопросы рекомендуются:
- для начала разговора;
- если вы хотите заставить собеседника подумать;
- если вы хотите выяснить его интересы и позиции;
- если вы хотите докопаться до причин его сомнений и отказов.
Однако будьте осторожны с вопросами, начинающимися со слов «почему?», «по какой причине?»!
«Почему же вы сразу не...?»
«Почему вы не смогли...?»
Дело в том, что в вопросах, начинающихся со слов «почему?», «по какой причине?», часто скрыт упрек, поэтому они воспринимаются как обвинение, вынуждающее вашего собеседника оправдываться. Он чувствует, что вы не считаетесь с ним и даже нападаете на него. Гораздо лучше использовать нейтральное вопросительное слово, сохраняя смысл своего высказывания.
«Что вас побудило сделать это...?»
«Какие причины вам помешали...?»
«Что вас удержало...?»
Такие открытые вопросы не имеют эмоциональной окраски, показывают вашу заинтересованность и поэтому лучше воспринимаются собеседником.
Это тот самый вопрос, на который собеседник может ответить только односложным «да» или «нет». Рекомендуется такие вопросы задавать в конце беседы, подводя итог. Ведь по содержанию закрытый вопрос не создает предпосылок для его продолжения.
«Вы уже об этом слышали ?»
В некотором роде такая форма вопроса облегчает процесс общения, поскольку ваш собеседник может ответить одним лишь словом. Однако, задавая такие вопросы, вы ничего не сможете узнать о побудительных мотивах и истинных потребностях собеседника. Кроме того, вы рискуете получить отрицательный ответ, затрудняющий продолжение беседы.
Закрытые вопросы целесообразно задавать:
- если вы хотите получить лишь краткий однозначный ответ;
- если вы имеете дело с исключительно неразговорчивым покупателем;
- если вы все-таки надеетесь, задав целый ряд подобных вопросов, выудить нужную информацию;
- если вы хотите быстро проверить, правильно ли вы поняли слова своего собеседника.
Использовать закрытые вопросы рекомендуется осторожно, так как заданные один за другим они производят впечатление допроса.
Вопросы, относящиеся к этой категории, побуждают собеседника подтвердить сказанное вами. В наводящем вопросе уже формулируется определенное мнение. Задавая такой вопрос, вы надеетесь, что собеседник согласится с этим мнением, т. е. вы как бы внушаете это мнение и оказываете влияние на ход разговора так, что собеседник не сразу осознает это.
«Все же этот товар вам интересен...?»
«Вы, конечно, не хотите, чтобы...?»
Опасность подобного вопроса заключается в том, что покупатель может почувствовать, что вы хотите его одурачить. Это сразу вызывает внутренний протест. Следует воздерживаться от наводящих вопросов во время анализа потребностей, поскольку с помощью вопросов такого рода вы не получаете никакой новой информации.
Наводящие вопросы можно задавать:
- для подведения итогов разговора, когда собеседник наверняка даст утвердительный ответ;
- если вы хотите заставить слишком болтливого клиента вернуться к обсуждаемому вопросу;
- если вы имеете дело с особенно нерешительным покупателем.
В целом, наводящие вопросы нужно использовать крайне осторожно. Всегда следите за тем, чтобы постановка вопроса вызвала у собеседника положительную реакцию.
Альтернативный вопрос дает собеседнику возможность сделать выбор из двух (или более) предложений. Альтернативный вопрос помогает принять решение.
«Вы совершите покупку прямо сейчас или завтра?»
Альтернативные вопросы употребляют:
- при подведении промежуточных итогов;
- для того чтобы побудить собеседника к окончательному принятию решения о покупке;
- для того чтобы развеять опасения у неуверенного покупателя, ориентированного на надежность, избегающего риска и сомневающегося в необходимости покупки.
При выдвижении предложений в альтернативном вопросе всегда следите за тем, чтобы собеседник имел возможность выбрать наиболее выгодное с его точки зрения. Только если будете честно консультировать покупателя, а не манипулировать им, вы можете рассчитывать на длительное сотрудничество с довольными покупателями.
Если вы хотите задавать тон всей беседы, взять на себя активную роль, то ваш удел задавать вопросы. А тот, кто отвечает, выражая при этом свою реакцию, обычно преждевременно связывает себя обещаниями.
Если ваш собеседник постоянно задает вопросы, то он и будет определять стратегию всей беседы. Кроме того, он побуждает вас высказывать свое мнение, что в последующем может помешать вашей аргументации. Не давайте ответ до тех пор, пока не узнаете, что в действительности его интересует! Только когда вам будет известно, что кроется за его вопросом, зачем он его вам задает, вы поймете, как следует сформулировать свой ответ так, чтобы он удовлетворил и убедил клиента.
Если вы хотите взять инициативу в беседе в свои руки, используйте встречный вопрос.
«Что для вас более важно, значимо?»
«Поверьте, это очень важно! Почему вы так считаете?»
Встречные вопросы используют для того, чтобы:
- вновь взять на себя руководство беседой;
- направлять беседу в желаемое русло;
- выиграть время для размышления;
- заставить покупателя дать уточнений;
- получить более подробную информацию;
- выяснить подоплеку заданного собеседником вопроса;
- выявить вероятные возражения и указать на новые соображения и позиции;
- дать собеседнику время на размышление.
Используя встречный вопрос, следует сначала повторить вопрос собеседника, чтобы подтвердить, что вы внимательно его слушаете и готовы ему ответить. Разве вы сами не ждете от собеседника отклика, подтверждения того, что ваш вопрос или мнение услышаны и поняты? Разве вам не придает уверенности положительная реакция собеседника на ваши вопросы?
Часто задающий встречный вопрос клиент проявляет свой интерес к обсуждению. Его полное право проявлять при этом неуверенность и сомнения. Так или иначе, вам необходимо выслушать вопрос или возражение и попытаться выиграть время, чтобы разузнать, какую цель преследует собеседник, задавая вам тот или иной вопрос.
Провокационные вопросы не носят дипломатического характера. Они всегда содержат в себе вызов и напор.
«Когда вы перестанете со мной спорить?»
«Сколько можно вас уговаривать?»
Провокационные вопросы нужны для того, чтобы:
- умышленно вызвать собеседника на неподготовленный заранее ответ;
- вывести из равновесия и получить конкретный ответ;
- получить ответ, содержащий больше информации, чем хочет сообщить сам отвечающий.
Провокационные вопросы могут быть с завершенным и незавершенным концом. Задача первых - получение быстрого и точного ответа. Вторые - дают возможность собеседнику тщательно подготовить ответ, поразмышлять. Сюда же можно отнести вопросы-перебивки, которые при умелом их использовании позволяют заставить покупателя неожиданно самораскрыться, отвечая на провокационный вопрос.
С формальной точки зрения провокационные вопросы могут быть открытыми и закрытыми, прямыми и косвенными, основными и зондирующими, могут иметь форму нейтральную или агрессивно-наступательную. Но в любом случае провокационные вопросы — это всегда вопросы подтекста. Не готовый к его восприятию покупатель обязательно ответит на интересующий вопрос.
- Контрольные (итоговые) вопросы.
Такие вопросы позволяют вам узнать, слушает ли вас собеседник и правильно ли он понимает то, что вы говорите.
«Ну что, подведем итоги нашего разговора?»
«Я сообщил (а) вам массу сведений. Вам было интересно?»
Во время беседы с клиентом постоянно внимательно наблюдайте за его поведением, обращая внимание на подаваемые им невербальные сигналы, свидетельствующие о его согласии или возражении, и как можно чаще добивайтесь его одобрения и подтверждения сказанного вами. Контрольные вопросы можно также использовать, если вы хотите узнать, правильно ли вы сами поняли своего собеседника.
Атакуя клиента вопросами, не забывайте еще об одном искусстве — быть хорошим слушателем. Обязательно покажите собеседнику, что вас искреннее интересует то, что он говорит, отдайте ему все свое внимание и признательность, которых так всем нам не хватает. Помните, что это один из самых важных принципов формулы успеха любого взаимодействия.