Ни для кого не секрет, что торговля уходит своими корнями в далекое прошлое и является одним из самых древних занятий на свете. Казалось бы, набор простых действий, но с течением времени человек обратил его в сложный технический процесс.
В то самое время, когда только появился обмен, а значит, и желание продавать, появился мерчандайзинг, о котором никто тогда и не подозревал. Каким образом и почему развитие методов продажи в магазинах превратило природную способность человека, естественный и простой процесс, в изощренную технологию, которая стала частью технологии маркетинга?
Изначально, когда не существовало даже торговых лавок, товар был представлен — прямо на земле или подмостках — в основном на рынках под открытым небом. Продавец зазывал клиента, расхваливал товар, при необходимости спорил о цене. Его роль имела первостепенное значение.
По прошествии некоторого времени появилась лавка, содержание которой оставалось неизменным на протяжении веков: небольшое помещение с прилавком. Прежде чем получить товар, клиент должен был обозначить свою потребность, какой именно товар ему нужен, например, мера крупы или кусок мыла. Только после этого владелец лавки уходил в комнатку за прилавком, брал
там нужный товар во всех имеющихся у него вариантах, выносил покупателю и рассказывал о достоинствах того или иного вида изделия.
Между покупателем и товаром существовало несколько преград: прилавок, продавец, склад. Поэтому одним из наиболее эффективных методов продажи было красноречие торговца, способность убеждать и умение предлагать товар таким образом, что клиент не мог покинуть лавку, не совершив покупку. Розничная торговля выглядела таким образом вплоть до середины XIX в.
Правильно и красиво выложенный товар, умение организовать свое торговое пространство приносили свои результаты уже первым торговцам еще при меновой торговле. В то время взаимодействие с покупателем было осложнено еще и тем, что зачастую торговец, и клиент говорили на разных языках.
Все последующие десятилетия торговцы совершенствовали различные варианты выкладки товара и инструменты создания индивидуальности магазина. Размеры розничной торговли того времени позволяли владельцу бизнеса лично контролировать все процессы, происходящие внутри торгового предприятия. В силу того, что раньше хозяин вел дела сам или при помощи ближайших родственников, он достаточно четко представлял себе все процедуры реализации товара, такие как продвижение товара, формирование лояльности покупателей, оптимальная структура ассортимента, поведение продавцов и оценка реакции покупателей на его торговую точку. Исходя из этой информации оформление магазина, в том числе различные варианты выкладки, соответствовало предпочтениям покупателей, что обеспечивало положительную динамику продаж.
Организация общества провоцировала ремесленников передавать свои знания и опыт по наследству, с чужими старались не делиться секретами, определяющими успешность торговли. Во все времена, вплоть до XX в., торговцы обладали целостной картиной всего процесса продажи, начиная от поиска поставщика и предпродажной подготовки, заканчивая выкладкой товара и подсчетом прибылей и убытков от своей деятельности.
Изначально мерчандайзинг не выделяли как отдельную область деятельности розничной торговли, а означало это слово не что иное, как
«искусство розничной торговли».
В конце XIX и начале XX в. происходило развитие фабричного и машинного производства. Одним из негативных результатов такого развития было разрушение целостного профессионального мировоззрения работников производства и торговли. Людям стало труднее оценивать влияние их работы на весь процесс производства и продажи товара.
На первом этапе массового производства очень сильно пострадал внешний вид товаров, так как основное внимание уделялось снижению их себестоимости, в силу того, что тому времени была характерна ценовая конкуренция. Однако зачастую покупатели предпочитали переплатить за товар, изготовленный кустарным способом, так как он был более приятен для глаз, чем невзрачный, пусть даже и дешевый продукт машинного производства.
К началу XX в. стало очевидным, что усилия по снижению себестоимости без улучшения внешнего вида и эргономики товара не в состоянии дать желаемого результата. Производители товаров в европейских странах, а следом и в США, стали обращать повышенное внимание на их эстетику. Именно тогда и выделился в отдельную область человеческой деятельности дизайн и появилась профессия промышленного дизайнера как промежуточный шаг в развитии мерчандайзинга как отдельной области розничной торговли.
Развитие производства и торговли привело к принципиальным изменениям в этой сфере. Замкнутое потомственное дело перестает быть семейным ремеслом. Из-за недостатка работников продавцами и их руководителями становятся вчерашние ремесленники и крестьяне, что ведет к общему спаду качества услуг розничной торговли.
В силу отсутствия опыта взаимоотношений продавца и покупателя продавцы отдавали предпочтение краткосрочной выгоде — не так уж страшно потерять одного старого клиента, когда так просто приобрести трех новых. Такая тенденция привела к разрушению понимания выгодности длительных взаимоотношений покупателя и продавца. Гораздо проще оценить разовую покупку и не тратить усилия на формирование приверженности к розничному предприятию.
Бурный послевоенный (в 1950-х гг.) рост числа и размеров торговых предприятий и возникновение торговых сетей привели к необходимости обучения продавцов искусству мерчандайзинга. Стали выделяться специально подготовленные сотрудники, задачи которых все более усложнялись с течением времени: большие площади новых торговых центров затрудняют анализ взаимосвязи между выкладкой, распределением торговых площадей и прибыльностью продаж.
В конце 50-х и в 60-х годах, на стыке маркетинга, психологии и социологии сформировалась паука о поведении потребителей. Исследования, предоставляющие информацию о характерных особенностях поведения потребителей, могут значительно облегчить процесс принятия решения руководителями торговли на разных уровнях управления.
Базовые знания этой дисциплины позволяют работникам розничной торговли эффективно осуществлять изменения в собственных магазинах исходя из наблюдения и оценки поведения посетителя в торговом зале.
В настоящее время при развитии розничной торговли учитываются знания и многовековой опыт наших предшественников. Прежде всего покупатель рассматривается в долгосрочной перспективе, когда он осуществляет покупки на протяжении многих лет и даже десятилетий.
Низкая рождаемость и растущая продолжительность жизни увеличивает ценность каждого покупателя для торговца и производителя товаров.
В данной ситуации полная или частичная потеря покупателя — серьезный урон для продавца. Переход же покупателя к прямым конкурентам — это потеря втройне.
Согласно исследованиям американских маркетологов Э. Райса и Дж. Траута, удержать своего покупателя в три раза легче, чем приобрести нового.
Значение мерчандайзинга растет также и в связи с серьезными изменениями в мотивации и поведении покупателей. Мы сталкиваемся с так называемым поколением «зрелых» потребителей и отсутствием в их глазах существенного различия в свойствах марок, представленных на рынке. Эти два фактора неразрывно связаны. Особенности «зрелого» потребления заключаются в полном осознании и использовании потребителем своих прав на информацию при выборе, а также в выборе — гарантированного доступа к разнообразию товаров и услуг при конкурентных ценах. Современный покупатель склонен более тщательно взвешивать варианты и осуществлять приобретения в соответствии с общей жизненной стратегией. Его не так просто «достать» с помощью рекламы и методов по продвижению, он обладает достаточными знаниями о сфере розничной торговли. Главный дефицит, который он испытывает, — это дефицит времени.
В условиях технологического паритета выбор потребителя только на 20% определяется основными свойствами продукта и на 80% — его окружением (дизайн, цена, марка, сервис, удобство приобретения). Следовательно, привлечение внимания покупателя остается одной из самых серьезных задач.
Определение и сущность мерчандайзинга