История фармации Древней Греции
Сведения о древнегреческой фармации мы черпаем из произведений Гомера Илиады и Одиссеи. Главным представителем и богом древней мифологической медицины является Эскулап. Его дочь Гигиена была главной богиней здоровья; она сопровождала отца и питала на своей руке его змею.
Храмы - асклепии были расположены большей частью вне городов в священных рощах, близ садов, в здоровых живописных местностях, на горах, вблизи рек и целебных минеральных источников. Окрестности этих храмов считались священными. Главным средством лечения служила инкубация или священный сон у ног божества; во время сна жрецы в облачении божества, с дочерью и другими девами в одежде дочерей Эскулапа, молча ожидали того момента, когда божество откроется больному в сновидениях. Последние были естественным следствием предшествовавшего возбужденного состояния.
Жрецы занимались толкованием сновидений больных и по ним определяли средства против болезней. Культ Эскулапа существовал еще около 420 г. н. э. В древней Греции был известен целый ряд героинь и жриц, отличавшихся большими знаниями по фармации. Имена некоторых по сие время остались у нас в обиходе. Так, например, Inula Helenium называется по имени Елены, мифической виновницы троянского похода. Артемисия, царица Карийская, открыла и ввела в медицинскую практику разные растения; некоторые из них до сих пор носят ее имя.
Одним из выдающихся врачей древней Греции является Гиппократ (460—377 до н. э.). V и IV века до нашей эры в истории Древней Греции представляют собой эпоху высшего развития афинской демократии (рабовладельческой) - эпоху величайшего внутреннего и внешнего расцвета Греции. Гиппократ первый попытался собрать воедино всевозможные медицинские наблюдения, привести их в систему и дать им философское обоснование. Для всестороннего изучения медицины Гиппократ много путешествовал по Малой Азии, по Черноморскому побережью, по Египту. Он первый освобождает медицину от преобладавшего влияния теургических представлений: отбрасывает заговоры, молитвы и весь мистический ритуал и кладет в основу своей работы опыт и наблюдение у постели больного.
"О том, что находится над землей и под землей, возможны только догадки, медицина же путем опыта давным -давно привела к прочным приобретениям, к верному методу; и нем одном залог ее процветания в будущем"- говорит Гиппократ.
Медицина в это время имела по преимуществу светский характер. Были общественные городские врачи, военные, приторные. У некоторых врачей были свои небольшие лечебницы (иатреи). Врачи - периодевты переезжали с места на место.
Вся физиология, патология и фармация Гиппократа находится, разумеется, в полном соответствии с доминировавшими тогда воззрениями на жизнь и на ее процессы.
Согласно господствовавшему учению того времени, которого придерживался и Гиппократ, все тела состоят из четырех основных начал, каковы: огонь, вода, воздух и земля, которым соответствует четыре качества: сухое, влажное, теплое и холодное. В человеческом теле находятся четыре кардинальных жидкости: кровь, слизь, желтая и черная желчь. Согласно этому учению, составные части во всех телах однородны, и различие между ними зависит лишь от взаимных отношений этих частей друг к другу.
Так как все болезни приписывались изменению одного из вышепоименованных соков, то полагали, что каждое лекарственное вещество должно обнаруживать свое действие преимущественно на одну из влаг.
"Если давать кому-либо лекарство, действующее на слизь, то произойдет рвота слизью, если действующее на желчь — то рвота желчью. При чрезмерных очищениях лекарство прежде всего выводит сродную ему влагу, а затем уже а ней последуют остальные". Сообразно с этим лекарственные вещества определялись, согласно их действию на кардинальные жидкости: "Если конституция слизистого свойства, необходимо очищать книдскими семенами или корнем гапсии, если желчного свойства — то соком скаммония и диких колоквинтов".
В связи с учением о четырех качествах тел находится деление лекарственных веществ на холодные, влажные, теплые и сухие - деление, подробнее разработанное и развитое впоследствии Галеном.
Какое значение Гиппократ придавал лекарствоведению, видно из следующего.„Лекарства и их простые свойства, если таковые описаны, ты должен тщательно удержать в памяти. Из них ты должен усвоить себе все, что относится к лечению болезней вообще, наконец, сколько и каким образом они действуют в определенных болезнях. Ибо в этом начало, середина и конец познавания лекарств".
О стремлении Гиппократа наилучшим образом сохранить природу лекарственных материалов мы узнаем из его письма к собирателю трав перед отъездом к философу Демокриту для лечения последнего: „Все соки, выжатые и вытекающие из растений, следует доставить в стеклянных сосудах, все листья, цветы или корни - в новых глиняных банках, хорошо закрытых, чтобы под влиянием проветривания не выдохлась сила лекарства, как бы впавши в обморочное состояние" (такой способ хранения подтверждается раскопками античных аптек).
Вообще последователи Гиппократа, сами занимались приготовлением лекарств, так как в то время не было обычая смешивать многие вещества и дозировка была еще довольно примитивна.
Главный редактор — Т. Ю. Ходанович. Тел: +7 (495) 120-44-34, email: hello@pharmedu.ru
Публикация № P-22762