История фармации древнего Египта
К эпохе древнего Египта относится и деятельность ученого Имхотепа, первого врача-специалиста. Имхотеп - обожествленный впоследствии древний мудрец, сподвижник одного из фараонов III династии. Покровитель ученых, писцов, врачей, он изображался в виде человека с развернутым папирусом в руках. Его главный храм был в Мемфисе, где находилась также и знаменитая медицинская школа.
Источником, откуда мы черпаем сведения о египетской фармации, служат так называемые «Герметические книги», приписываемые египетскому Гермесу. Из 42 этих книг 6 касаются медицины. Вторым важнейшим источником служит папирус Эберса, вывезенный из Египта и находящийся в Лейпцигском университете. Он состоит из 110 страниц по 22 строки каждая и имеет надпись: «Книга приготовления лекарств для всех частей тела». Там же и указана дата его составления — XVII столетие до нашей эры, т. е. 3 600 лет назад.
Анатомия и физиология древних египтян весьма скудны. Животные считались священными, и бальзамирование трупов большей частью ограничивалось такими приемами, которые не вели к детальному изучению человеческого тела. Так, например, бальзамирование состояло в погружении тела в натриевую щелочь или в раствор поваренной соли, во введении кедрового масла в анальное отверстие и т.п. Болезнь египтяне рассматривали как результат изменения различных частей тела и в особенности крови. Кроме того, здоровье, по их мнению, зависит от невидимого вещества, находящегося в воздухе - пневмы. Пневма вдыхается легкими и разносится по всему телу. Здоровье зависит от состояния крови и пневмы.
Этим взглядам соответствуют методы лечения, которые имеют целью, прежде всего, выделить из тела образовавшиеся в нем «гнилостные вещества», для чего служат разнообразные средства, вызывающие рвоту, опорожнение кишечника, мочеотделение и потение. Другие лечебные средства ставят своейцелью возбудить отрыжку и отход газов, т. е., иными словами, помочь пневме выделить «испорченный воздух».
Медицина находилась в руках касты жрецов, которые должны были строго выполнять все предписания ритуала: лишении, умеренность, обрезание, крайнюю опрятность, омовение днем и ночью. Такие же строгие предписания деспотически распространялись и на народ.
Огромное применение имели препараты животного происхождения. Как лекарства применялись волосы, желчь, жир, зубы, молоко женщины, особенно после рождения сына, молоко коровье, ослицы, кислое молоко, моча, печень, помет и т. д.
Не менее обширен был и каталог растительных средств. Древние египтяне применяли мак снотворный, культивировавший в больших количествах (город Сикион с огромными плантациями мака был назван «Меконе», т. е. маковый город), матовые головки, мяту, папирус, подорожник, пшеницу, касторовое масло, ладан, копаловая смола, опий, пальмовое масло, вино, пиво, пивные дрожжи, терпентин, мед, хлебное тесто.
Из лекарственных форм были известны мази, примочки, пластыри, пилюли, отвары. Были так же в ходу сигнатуры для больных "утром", "вечером".
Сетевое издание PHARMEDU (18+) зарегистрировано в Роскомнадзоре 12.07.2019 г.
Номер свидетельства Эл №ФС77-76297.
Учредитель — Общество с ограниченной ответственностью «ФАРМЕДУ» (ОГРН 1185074012881).
Главный редактор — Т. Ю. Ходанович. Тел: +7 (495) 120-44-34, email: hello@pharmedu.ru
Публикация № P-22772
Главный редактор — Т. Ю. Ходанович. Тел: +7 (495) 120-44-34, email: hello@pharmedu.ru
Публикация № P-22772