Популярные теги

Если коллега мешает работе… 

7 февраля 2025

Автор: Людмила Боева

Есть такая шутка: «Если отдых мешает работе – брось такую работу!». Но что делать, когда ваш коллега наносит урон общему делу? Как быть, если его поведение вызывает у вас психологический дискомфорт? Что бросать – работу или вызов коллеге?
Кто же чаще других склонен тормозить рабочий процесс и доставлять проблемы окружающим? Попробуем разобраться в сложных типах сотрудников.

Агрессор, ворчун и нытик

Агрессивный тип часто идет на конфликты (а порой и на рукоприкладство), не стесняется жестко критиковать коллег и начальство, на каждое рабочее задание реагирует фразой: «И почему я это должен выполнять?». Агрессивная реакция – своеобразная защита для того, кто чувствует давление окружающих и угрозу своему положению. Разумеется, вы не в состоянии изменить эти чувства в агрессоре. С ним бесполезно ругаться, а выполнять его работу (чтобы он не хамил в ответ) вы не обязаны.

Что вы можете сделать? К примеру, открыто сообщить руководителю о неприемлемости агрессивного поведения и потребовать его приструнить. Если же вы столкнулись с агрессором, будучи начальником, начните с личной беседы, поскольку без стеснения такой человек ведет себя лишь на публике. Пригласите его в кабинет и для начала, чтобы исключить проявление гнева, скажите, как цените его профессионализм. Затем четко и коротко объясните – что от него хотите и почему. Если грубиян не отреагирует адекватно, останется единственное решение – «резать, не дожидаясь перитонита». То есть уволить.  

Ворчун и нытик – разновидность агрессивного поведения, но не прямого, а скрытого: он постоянно и всем недоволен, чем сводит на нет энтузиазм и оптимистичное настроение команды. Как и агрессор, он испытывает нехватку внимания и, раздражая коллег, пытается его привлечь. У коллег ворчуна есть два варианта реакции: либо дать ему недостающее внимание, периодически интересоваться его проблемами и мнением (но не позволяя постоянно выливать на вас негатив), либо игнорировать нытье.

Что касается руководителя, то ему потребуется терпение, если ворчун – хороший профессионал. Постарайтесь разделить его претензии на объективные (к примеру, если нарушаются права сотрудника) и необъективные (если речь идет о недовольстве правительством): первые постарайтесь решить, со вторыми отправьте ворчуна по нужному адресу.

Сплетник и болтун

Такой сотрудник любит обсудить не только проблемы Голливуда, но и личные истории коллег, что может подрывать доверие между людьми. Обычно он не ценит свое свободное время и предпочитает жить чужой жизнью. Если таков ваш коллега, постарайтесь не вовлекаться в личный разговор и переведите его на рабочие задачи либо открыто заявите: «У меня нет времени это обсуждать». Еще один вариант – сделайте вид, что не понимаете, о чем идет речь. Главное – не поддерживать сторону сплетника и не выражать согласие с ним, чтобы не испортить рабочие отношения и не стать членом «серпентария».

Если вы руководитель – хотя бы иногда напоминайте сотрудникам, что на работе надо работать, а личное следует решать за пределами офиса.

Интриган и хамелеон

Он умеет и любит переводить белое в черное, при этом такой человек действует с холодным расчетом и вводит других в заблуждение, извлекая выгоду для себя. Его трудно распознать с первого взгляда, ведь представленная им «правда» обычно сходится с фактами. Поэтому при общении с интриганом важно помнить о реальной правде и сохранять осознанность. Хорошо, если вы найдете поддержку у коллег, распознав интригана. Но даже если этого не случится – не бойтесь вызывать его на открытый разговор в присутствии руководителя. Но до этого – соберите собственные реальные доказательства интриг: запишите разговоры с ним на диктофон, сделайте скриншоты его сообщений, зафиксируйте свои и его действия на камеру. В крайнем случае выходом может стать смена работы, ведь газлайтинг разоблачить довольно сложно, а находиться в коллективе с такой личностью опасно и неприятно. 

Порой интриган может занимать хамелеонскую позицию: сначала утверждать что-то, а потом заявлять, что он этого не говорил и что его не так поняли. Такой сотрудник часто подставляет окружающих, искажая смысл происходящего. Именно поэтому руководителю стоит разобраться в ситуации, чтобы понять – кто способен к интригам, а кто склонен на них вестись.

Пофигист

Ваш коллега скидывает на вас свои обязанности и регулярно косячит? Однако его не увольняют, поскольку с ним многим приятно поболтать за обедом или просто покурить в перерыве. Но если вы и ваша работа страдаете от безалаберности пофигиста, если вы при этом теряете время, премию или репутацию – обязательно сообщите об этом руководителю, а не только жалуйтесь друзьям, коллегам и домашним. Помните: Трудовой кодекс на вашей стороне, а у начальства есть конкретные меры воздействия по схеме: выговор, строгий выговор и, наконец, увольнение.

Паникер

«Как страшно жить! Скоро аптеку закроют, всех уволят, зарплату платить не будут, работу менять сложно…». Этот человек может ощутить спокойствие, только если сольет на вас свои тревожные домыслы. Конечно, вестись на его провокации не следует, а первым делом стоит у него спросить: «Откуда такие сведения?».

Если паника вас все же задела – просто уточните подробности у коллег, владеющих информацией – руководителя, юриста, бухгалтера. Если же вы – сами руководитель, старайтесь открыто и регулярно информировать коллектив о положении дел в компании и пресекать тревогу на корню вескими аргументами.

Разумеется, исправить и переделать агрессора, нытика, газлайтера и других вредных типажей вы не в силах, да и не стоит тратить на это время. Но повлиять на поведение таких людей, создать вокруг себя и других позитивную и комфортную обстановку вполне возможно. Постарайтесь сделать то, что сможете в рамках собственных полномочий. А если не получится – всегда можно поискать другой коллектив. Вы ведь не в рабстве.

Теги
психология
Поделиться:
Сетевое издание PHARMEDU (18+) зарегистрировано в Роскомнадзоре 12.07.2019 г. Номер свидетельства Эл №ФС77-76297. Учредитель — Общество с ограниченной ответственностью «ФАРМЕДУ» (ОГРН 1185074012881).
Главный редактор — Т. Ю. Ходанович. Тел: +7 (495) 120-44-34, email: hello@pharmedu.ru
Публикация № P-36979
Мы используем файлы cookies. Оставаясь на сайте, вы принимаете условия. ОК