Атмосфера аптеки должна создавать максимально комфортные условия для посетителя, что в свою очередь помогает сформировать на подсознательном уровне положительный образ аптеки.
► Атмосфера розничной точки - это совокупность внешних факторов, присутствующих в торговом зале, оказывающих определенное влияние на сенсорные рецепторы и формирующих психологическое состояние посетителя.
Однако главная задача этого этапа заключается в том, чтобы атмосфера аптеки соответствовала основной цели — увеличению продаж. В аптеке должна быть создана атмосфера, концентрирующая внимание посетителей на товарах настолько, чтобы они их приобрели.
Почему важно уделять много внимания формированию атмосферы в торговом зале аптеки?
Есть ряд аргументов, способных ответить на этот вопрос:
- для покупателя атмосфера является очевидным критерием привлекательности аптеки для посещения;
- воздействие атмосферы на покупателя в аптеке происходит в непосредственной близости товара;
- максимально эффективно воздействие усилий конкретной розничной точки на потенциального покупателя, так как здесь ограничено влияние помех конкурентов;
- правильно подобранная атмосфера влечет за собой появление положительных эмоций и ощущений, что влияет на увеличение временного интервала пребывания в аптеке и желание посетить ее еще раз.
Для создания атмосферы аптеки используют такие параметры, как архитектура, планировка, визуальные компоненты (использование шрифтов и надписей), освещение, использование цвета и цветовых сочетаний, звуки и музыка, запахи, температура и другие факторы, которые способны стимулировать положительное восприятие товаров покупателем, а также формирование положительного образа аптечного предприятия, подчеркивающего его индивидуальность.
Перед началом работы с чувственными компонентами атмосферы торгового зала аптеки необходимо уяснить для себя несколько базовых правил.
Все чувственные компоненты должны образовывать единый образ аптеки.
Сдержанное обращение к покупателю более эффективно.
Из нескольких вариантов композиции и цветовых решений целесообразно выбирать наиболее простой и понятный.
Фон, на котором располагается товар, не должен иметь доминирующее значение.
Удобство покупателя выше любых дизайнерских изысков.
Количество акцептов (выделений конкретных позиций ассортимента) должно быть ограничено. Согласно принципу оптимальности, целесообразно обращать внимание покупателей не более чем на 15-20% товаров.
Теперь важно понимать, что любые проекты и идеи необходимо реализовывать до конца, в этой ситуации действия по принципу «попробовал — не увидел моментального эффекта — оставил попытки» непозволительны.
Существуют приемы, которые покупатель оценивает моментально, но также есть и ряд факторов, которые способствуют укреплению лояльности к аптеке в долгосрочной перспективе.
Рассмотрим основные способы возбуждения интереса и привлечения внимания покупателя к товарам (табл. 15).
Приведем некоторые цифры. Данные Американского института рекламы в местах продаж (POPAI) свидетельствуют о том, что приблизительно на 60% решений, принятых непосредственно в магазине,
оказывает влияние чувственная составляющая, а не логика или практическая информация. Именно к чувствам, а не к логике обращаются цвета, запахи и звуки.
По результатам исследования фирмы Olympia Brewing Company, анимационные дисплеи (те, на которых происходит какое-то движение) в магазинах и секциях алкогольных напитков оказались почти в два раза эффективнее, чем статичные (без движения). В продовольственных магазинах эффект от их использования был в три раза выше по сравнению со статичным. Использование метода «цветового пятна» позволяет повысить общие продажи товаров, находящихся в зоне его действия, до 30%, отдельных товаров в этой группе — даже до 60%. Расположение товара в свободном пространстве может увеличить его продажи более чем вдвое.
Если выкладка поддержана средствами рекламы, продажи могут подняться до 80%.
Впечатляет? Поскольку 80% информации воспринимается нами при помощи зрения, давайте начнем с освещения и восприятия света.
Таблица. Способ формирования интереса и привлечения внимания покупателя
Способ |
Содержание |
Изменения |
Обновление, изменение композиций в товарных и декоративных витринах (сезонные и тематические).
Создание дополнительных точек продаж.
Перемещение товара на полках.
Постоянное обновление ассортимента: отказ от некоторых позиций за счет притока товаров-новинок и товаров, ранее не предлагавшихся.
Создание звуковых эффектов.
Изменение цеп.
Изменение формы обслуживания (переход к самообслуживанию), предложение новых форм расчетов при покупке |
Движение |
Использование анимационных дисплеев |
Контраст |
Создание акцептов — выкладка товаров с использованием наиболее сильных контрастов |
Выделение товара из фона |
Принцип воображаемой оправы (расположение товара в более свободном пространстве по сравнению с остальными товарами) |
Способ |
Содержание |
|
Создание цветового пятна.
Выделение с помощью направленного пучка света.
Размещение товара на фирменном стенде производителя.
Расположение рядом с товаром рекламы, в том числе использующей наиболее сильно действующие цвета.
Расстановка акцептов с учетом угла зрения покупателя. |