Возрастающая борьба за покупателя заставляет участии ков рынка концентрировать свои усилия на создании конкурентных преимуществ своих розничных предприятий. Для того чтобы аптечное предприятие отличалось индивидуальностью и привлекало внимание покупателей, необходимо с мастерством использовать традиционные технологии воздействия на потенциального клиента, а также постоянно совершенствовать такого рода навыки и искать новые пути к сердцам покупателей.
Лидирующие представители аптечного бизнеса немаловажной составляющей своего успеха считают внедрение технологий мерчандайзинга.
Merchandise в переводе с английского означает «торговать», окончание -ing придает динамичность понятию, представляя процесс торговли как набор инструментов для построения эффективных коммуникаций.
► Мерчандайзинг - это движение товара к покупателю.
Не существует определения мерчандайзинга, с которым однозначно соглашались бы все эксперты в этой области. Существует множество различных трактовок, например, по определению Д. Байумовой, мерчандайзинг — это комплекс мероприятий, производимых в торговом зале и направленных на продвижение того или иного товара, марки или упаковки, результатом которого всегда является стимулирование желания потребителей выбрать и купить продвигаемый товар1.
Оксфордский толковый словарь бизнеса определяет мерчандайзинг как сбытовую политику розничного торговца, продвижение и сбыт в своем магазине определенных товаров2.
Французская академия коммерческих наук дает следующее определение:
«Мерчандайзинг — это область маркетинга, в которую входят методы продажи, позволяющие представить продаваемый товар или услугу потенциальному покупателю в наиболее выгодных условиях. Мерчандайзинг стремится заменить пассивное представление товара или услуги активным, используя все средства, которые могут усилить привлекательность продукта: оформление, упаковка, выкладка, размещение и т. и.
Французский институт мерчандайзинга разработал в 1973 г. более широкое определение:
«Совокупность исследований и прикладных методов, применяемых совместно или порознь ретейлерами и производителями с целью повышения рентабельности торговой точки и увеличения сбыта путем постоянной адаптации ассортимента к требованиям рынка и адекватного представления товаров»
Кира и Рубен Канали дают свое определение мерчандайзингу — это маркетинг в розничной торговой точке, разработка и реализация методов и технических решений, направленных на совершенствование предложения товаров в том месте, куда потребитель традиционно приходит с целью совершить покупку
В большом количестве учебной и научной литературы мерчандайзинг часто рассматривается как комплекс маркетинга в розничном предприятии. В данной книге читателю все-таки предлагается рассматривать мерчандайзинг как самостоятельную единицу маркетинговой системы. В такой интерпретации мерчандайзинг: + опирается на собственные принципы, специфические методы;
+ взаимодействует с другими компонентами системы маркетинга и другими системами;
+ аргументирует данными о поведении потребителя, которое зависит от воздействия на него различных факторов среды, характеризующих деятельность аптечного предприятия.
Исходя из всех вышеперечисленных определений и характеристик мерчандайзинга как отдельной области деятельности маркетинга читателю предлагается еще одна интерпретация, которая позволит без особых усилий понять сущность и назначение данной «науки».
► Мерчандайзинг - это набор технологий для построения эффективных коммуникаций между товаром и покупателем в местах продаж.
Понятно, что само по себе определение ничего не значит, это лишь отражение чьего-то опыта и знаний. Можно дать еще миллион характеристик мерчандайзингу, сказать, что это здравый смысл в торговле, что это реализация инновационного или творческого подхода. Но как бы то ни было, единственное, что имеет значение, — это РЕЗУЛЬТАТ.
Планировка помещения, размещение отделов, оборудования, товаров и т. п. по правилам мерчандайзинга при поддержке информационного сопровождения (специальные указатели для облегчения поиска нужного лекарства в аптеке, доступная и понятная маркировка на упаковке товара, реклама на местах продаж, в СМИ и т. п.) позволяет вести целенаправленное воздействие на восприятие и поведение покупателей.
Вспоминая вышеприведенное сравнение аптечного предприятия с живым организмом, необходимо понимать, что одним только мерчандайзингом не обеспечить эффективное функционирование вашего предприятия. Мерчандайзинг не панацея от всех бед. Это значимая составляющая системы построения вашего предложения покупателю, системы презентации вашего продукта. Один только мерчандайзинг в отрыве от других составляющих общей системы формирования продукта работать не будет. Так, например, одна из наиболее важных составляющих успеха мерчандайзинга — это ассортимент. И можно использовать сколько угодно изощренные технологии выкладки товара и привлечения внимания покупателя, применяя сверхэффективные инструменты мерчандайзинга, — покупатель, тем не менее, прежде всего приходит в аптеку за тем товаром, который ему необходим. Маловероятно, что в аптеке появится человек, который решил заняться «антистрессовым шопингом», посетитель аптеки практически всегда имеет точную цель, которую необходимо достичь, чтобы обеспечить здоровую жизнь себе и своим близким.
Грамотное сочетание усилий по построению ассортиментной политики вашего предприятия и использованию инструментов мерчандайзинга приведут к очевидным результатам. Эффективное использование теории и практики мерчандайзинга позволяет оптимизировать затраты на информирование посетителя внутри аптеки, т. е. разместить товары таким образом, чтобы минимизировать дополнительные усилия для привлечения его внимания к продукту.
Мерчандайзинг позволяет организовать процедуру взаимодействия товара и покупателя таким образом, чтобы:
+ посетитель чувствовал себя комфортно и свободно, выбирая товар;
+ товары сами информировали покупателей (благодаря удачному распределению пространства торгового зала между ними по горизонтали и вертикали), управляя вниманием посетителей и формируя маршруты их движения;
+ продавцы могли применять технологически прогрессивные и экономически выгодные методы продажи товаров.
Одним из направлений развития и формирования основ мерчандайзинга является анализ его естественно-психологических составляющих.
Принципы, используемые при построении системы мерчандайзинга в аптеке, способствуют формированию устойчивых взаимоотношений между покупателями и товарами, при этом немаловажной составляющей является также возможность воздействия па отношение поставщика к розничной торговой точке. При гаком подходе мы строим систему, которая позволяет сформировать отношения, ориентированные не только на «особо ценных» клиентов и «особо интересные» товары, а на всех покупателей и все товары.
Важно понимать, что для того, чтобы товар находился на своем месте, мерчандайзинг должен быть высокоэффективным. Необходимо проводить оценку места каждого отдельного товара на рынке, не забывая при этом учитывать особенности месторасположения вашей аптеки. А также, с учетом потребностей производителя, так или иначе быть нацеленным на получение максимальной прибыли для розничной точки, с учетом удовлетворения потребностей покупателя.
Отсюда лозунг мерчандайзинга: «Главное — быть на своем месте!».
Помещение аптеки