Вызов на ковер: две правды

12 февраля 2014

Статья опубликована в журнале «Аптекарь» №8-2008

 

Вызов на ковер: две правды

 Врез. Предположим, вы совершили ошибку. А за проступком, неминуемо следует серьезное объяснение с шефом. И вряд ли кто-то возьмется утверждать, что эта процедура связана с положительными эмоциями, особенно, если приглашение на тет-а-тет к директору прозвучало, как гром среди ясного неба. Чтобы «вызов на ковер» к начальнику прошел максимально безболезненно для сотрудника аптеки, не оставив после себя неприятных последствий, необходимо разработать правильную стратегию противодействия.

 

В клетке с тигром, или работа над ошибками

(правила для подчиненных)

 

Не бегите в кабинет к начальнику сломя голову.

Используйте 5 минут, оставшиеся до «казни», с пользой для себя. Отдышитесь, уймите дрожь в коленях и постарайтесь собраться с мыслями. Ведь каждый человек делает ошибки, другой вопрос – как достойно выйти из сложившейся ситуации. Не стоит перекладывать вину на других сотрудников или придумывать оправдания на ходу: все они будут выглядеть нелепо. Лучше возьмите с собой блокнот и ручку, тем самым, вы покажите, что идете к шефу за ценными инструкциями, а не за очередной «взбучкой».

Запаситесь терпением.

Бурные эмоции, крик или слезы – плохие помощники в диалоге с руководителем. Спокойно, не перебивая, выслушайте начальника. Наверняка, он уже составил для себя картину произошедшего и горит желанием поделиться своими наблюдениями с «виновником торжества». Если вы начнете спорить, у руководителя сложиться впечатление, что вы не только не признаете ошибок, но и неуважительно относитесь к его персоне. Запомните, возражения всегда вызывают ответную реакцию, а на согласие возражений точно не последует.

 

Раскаивайтесь, но не умаляйте при этом свои деловые и профессиональные качества.

Вы должны продемонстрировать, что осознали свою вину, не более того. Если вы увлечетесь самокритикой, например, скажите, что в стрессовой ситуации очень рассеяны и слишком сильно переживаете, у начальника сложится негативное впечатление. Из этой тирады он может сделать вывод о вашей несостоятельности, как сотрудника, и «склонности» к совершению ошибок. Важно продемонстрировать начальнику желание как-то исправить ситуацию. Вызвать жалость руководителя – не сложно, а вот заставить уважать себя, куда труднее.

Предоставьте план решения проблемы.kak_priniat_pravilnoe_reshenie

Не произносите фразу: «Ума не приложу, как поступить!» Даже если эти восклицания отражают реальное состояние дел, начните так: «У меня есть соображения на этот счет, но прежде всего, хотелось бы посоветоваться с вами». Получается, что не шеф вызвал вас на ковер, а вы сами пришли к нему за советом. Разговор приобретает совершенно иной оттенок. Запишите все советы и рекомендации начальника, какими бы бесполезными они вам ни казались. Или, предложите свой антикризисный план, тогда уж точно не будете походить на безынициативное звено коллектива, человека, который при появлении трудностей смиренно опускает руки. В любом случае, конфликт должен быть исчерпан и закрыт.

О начальнике и своем месте работы можно говорить либо хорошо, либо ничего.09032010034806205

Естественно, что после неприятной беседы у вас появится желание обсудить ее с коллегами, пожаловаться на плохие условия работы и начальника-тирана. Не пытайтесь подбивать коллектив на восстание, а если кто-то из коллег захочет вовлечь вас в заговор, мягко самоустранитесь. Вы провинились и находитесь под особым контролем руководителя, поэтому любая негативная информация сразу же дойдет до него. А лишние проблемы вам сейчас совершенно ни к чему.

Зачем, когда и как критиковать подчиненных?

(правила для руководителей)

 

Зачем? Задача профессионального руководителя – не напугать, не наказать или отомстить за неудачу, а привести к нужному результату, помочь сотруднику справиться с ситуацией. Конструктивная критика должна вызывать желание исправить ошибки и улучшить положение дел, в конечном счете, мотивировать сотрудника к выполнению задания. Поэтому постарайтесь быть максимально объективным и беспристрастным.

Когда? Критика должна быть своевременной. Ведь это не месть, которую принято «подавать» холодной. Если «разбор полетов» происходит сразу после вызвавших его событий, их детали еще свежи в памяти сотрудника и анализ ситуации становится своего рода работой над ошибками. Отсроченная критика, скорее, напоминает простое сведение счетов и вызывает протест и неприятие со стороны работника, а также общественное осуждение. За руководителем прочно закрепляется репутация «злопамятного» и «мстительного» человека.

Как? Во-первых, диалог с сотрудником должен происходить за плотно закрытыми дверями. Ругать подчиненного в присутствии коллег или клиентов – это дурной тон и проявление непрофессионализма руководителя. Создав условия для спокойного, доверительного разговора наедине, вы продемонстрируете индивидуальный подход и уважение к сотруднику, пусть даже и допустившему ошибку.

Во-вторых, попытайтесь отделить человека от проблемы и результата. Лишь такой подход обеспечивает конструктивную критику. То есть минимально говорите о человеке, максимально – о ситуации, не сводите ошибки сотрудника к его личным качествам. Не менее важно выбрать правильное время для встречи. Разговор в конце рабочего дня или перед обеденным перерывом приведет лишь к дополнительному раздражению вашего собеседника. И, если уж вы начали беседу, не отвлекайтесь на телефонные звонки, разговоры с посетителями, перерывы. Излагайте свои претензии спокойно и уверенно, ведь повышенный тон и оскорбления говорят об отсутствии у вас веских аргументов.

 

Лидия Преображенская

Сетевое издание PHARMEDU (18+) зарегистрировано в Роскомнадзоре 12.07.2019 г. Номер свидетельства Эл №ФС77-76297. Учредитель — Общество с ограниченной ответственностью «ФАРМЕДУ» (ОГРН 1185074012881).
Главный редактор — Т. Ю. Ходанович. Тел: +7 (495) 120-44-34, email: hello@pharmedu.ru
Публикация № P-2495
Мы используем файлы cookies. Оставаясь на сайте, вы принимаете условия. ОК