С 1 сентября 2015 г. прекращается набор на очно-заочную, заочную и вечернюю формы обучения в медицинских и фармацевтических вузах. Последние по-разному отреагировали на происходящее. В Ростове-на-Дону разработали программы очного обучения по индивидуальному плану с использованием электронных носителей. В Краснодаре вдвое увеличили количество мест для очников. И только в Симферополе все в штатном режиме - там и не думали обучать фармацевтов заочно.
Заочный фармацевт
Фармацевтическое образование очень востребовано на юге страны, о чем свидетельствует наличие отраслевых факультетов в вузах всех субъектов Южного федерального округа (за исключением Калмыкии), а также в Ставропольском крае, Республике Дагестан, Северной Осетии и в Крыму. Количество аптек неуклонно растет, и спрос на специалистов фармацевтического дела не снижается. Более того, он явно превышает предложения. В этих условиях новость о закрытии заочной формы не порадовала даже ярых критиков системы обучения фармацевтов.
"Работать становится не с кем, - признает коммерческий директор региональной аптечной сети "36,6" (Сальск) Светлана Лысенко. - Я за своих пенсионеров зубами держусь. С одной стороны, хорошо, что было заочное обучение. Потому что, если бы не было его, то аптеки пришлось бы закрывать. Но с другой стороны, люди с такими дипломами зачастую далеки от профессии. Это не фармацевты. Мы их потом учим годами. Беда в том, что ошибки в нашей профессии дорого обходятся людям".
Опасения министерств здравоохранения и образования РФ по поводу падения качества медицинского и фармацевтического

образования разделяют многие участники рынка.
"Безусловно, фундаментальные дисциплины в фармации постигаются на практике, делаются руками, их нельзя изучать заочно, - считает докт. мед. наук, клинический фармаколог Ирина Сарвилина. - И все же реформу надо проводить тоньше, решая проблемы точечно, а не тотальным запретом".
Идите на очное
В Ростовском государственном медуниверситете не стали сидеть сложа руки. Хотя официально программы очного обучения фармацевтов по индивидуальному плану с использованием электронных носителей еще не утверждены, Минздрав Ростовской области уже активно рассказывает о них, в частности, на конференциях регионального отделения "СоюзФармы".
"Если будет ликвидирована заочная форма, то, несомненно, обучение по индивидуальному плану станет альтернативой заочному обучению, - убежден директор Медицинского института Майкопского государственного технологического университета Сергей Лысенко. - Но организационно такую форму обучения целесообразно использовать при ограниченном контингенте желающих. Хотя доля средств, полученных от обучения на заочном отделении, в общем объеме платных услуг вуза небольшая, но и ее потеря нежелательна. Ведь эти деньги можно было бы использовать для материально-технического обеспечения того же учебного процесса".
В Краснодарском крае пошли другим путем. Чтобы снять напряженность, на фармацевтическом факультете Кубанского государственного медицинского университета увеличили количество мест приема на очную форму обучения практически в два раза.
"В этом году, конечно, возникли вопросы, так как многие выпускники со средним специальным образованием готовились поступать к нам и пошли учиться в средние профессиональные образовательные учреждения уже после восьмилетнего школьного с целью в дальнейшем продолжить обучение на заочной форме и получить высшее образование, - говорит декан фармацевтического факультета КубГМУ Иван Павлюченко. - Это решение было принято ими два-три года назад, а теперь они столкнулись с тем, что такой возможности у них уже не будет".
Торопиться не надо

В Пятигорском медико-фармацевтическом институте ВолгГМУ решили не пороть горячку, а дождаться окончательного решения министерств образования и здравоохранения по проводимой реформе.
"ПМФИ активно участвует в процессе обсуждения и разработки ФГОС-4 по специальности "Фармация" в учебно-методическом объединении медицинских и фармацевтических вузов, - рассказал директор вуза Всеволод Аджиенко. - По первым итогам реализации нового образовательного стандарта станет ясно, возможно ли формирование требуемых компетенций провизора (как они видятся в настоящее время с учетом профессионального стандарта) при обучении в заочной форме. В настоящее время осуществляется разработка как профессионального, так и образовательного стандартов нового поколения, при этом широко дискутируются сферы деятельности, профессиональные компетенции и, что наиболее важно, условия, позволяющие сформировать эти компетенции. Необходимо обсуждение образовательного стандарта в целом, без дифференциации форм обучения. Утверждение взвешенного образовательного стандарта и его апробация позволят открыть дискуссию о возможных формах подготовки провизоров, в том числе и заочной, если данная форма обучения позволит качественно сформировать принятые в настоящее время профессиональным сообществом компетенции провизора".
Безболезненнее всего этот переходный период пройдет для Медицинской академии им. С.И. Георгиевского (Симферополь), так как там никогда и не было заочного образования в сфере фармации.
"Фармацевтический факультет Медицинской академии им. С.И. Георгиевского (ныне является структурным подразделением Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. - Прим. ред.) был создан в 2002 г., - поясняет директор вуза Нанули Иванова. - У нас всегда обучалось небольшое количество студентов, что позволяло найти индивидуальный подход к каждому из них. Сначала осуществлялась подготовка по специальности "Клиническая фармация", а в 2012 г. факультет получил лицензию на подготовку провизоров общей фармации. С 2008 г. обучение велось только на контрактной (платной) основе. После воссоединения Республики Крым с Российской Федерацией на 2014/2015 учебный год было выделено 30 бюджетных мест. Конкурс при поступлении составил 18,6 человека на место. На 2015/2016 учебный год набор на бюджетное отделение увеличен до 45 мест. Заочной формы обучения на факультете никогда не было и ее введение даже не планировалось".
Источник:
http://sojuzpharma.ru/