Каждый руководитель, в том числе директор (заведующий аптекой) может оказаться в конфликтной ситуации, когда покупатель предъявляет претензии по качеству проданного ему товара. В таких случаях на помощь приходит знание Закона РФ «О защите прав потребителей». Рассмотрим конкретный пример, который поможет сотрудникам аптек при надлежащем следовании положениям закона, минимизировать возможные юридические риски.
Однажды, к директору аптеки, пришел с письменной претензией пенсионер для возврата слухового аппарата только потому, что счел его неудобным. Возникает вопрос, как себя правильно вести в данной ситуации с точки зрения права? В соответствии с требованиями законодательства РФ о защите прав потребителей руководитель аптеки или уполномоченное лицо (должностное лицо, имеющее право подписи) обязаны принять претензию с проставлением отметки, которая должна включать в себя подпись, расшифровку подписи, дату, наименование должности, печать.
При принятии претензии необходимо, чтобы к экземпляру, передаваемому продавцу, были приложены копии кассового либо товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. В случае отсутствия чека, это могут быть свидетельские показания, удостоверяющие факт и условия покупки товара, т.к. в силу п.5. ст. 18 Закона «…отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований…».
Другим способом направления претензионного письма продавцу может являться заказное письмо с уведомлением о вручении. При этом начало течения срока, в течение которого должен быть дан ответ потребителю и удовлетворено (отказано) требование потребителя, начинается с момента поступления письма в почтовое отделение адресата.
Надлежащим доказательством, подтверждающим направление лицу почтового отправления, является документ с отметкой органа почтовой связи о дате направления и получения почтового отправления, в том числе опись вложения, составленная органом почтовой связи в момент принятия им почтового отправления, а также почтовая квитанция, свидетельствующая о направлении лицу почтового отправления с уведомлением о вручении.
Нередко, фармацевты или сами руководители уклоняются от личного получения претензии и проставления соответствующей отметки, что дает право потребителю в этот же день составить акт об отказе в принятии претензии (с участием двух свидетелей, присутствовавших при попытке вручения) и обратиться с исковым заявлением в суд.
Какой же ответ обязан дать руководитель в данном конкретном случае? Конечно же, данное требование удовлетворению не подлежит, т. к. слуховой аппарат входит в перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации (утвержден Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 в ред. от 04.10.2012).
В этот перечень товаров, не подлежащих возврату, входят «Товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинские, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми), лекарственные препараты».
Слуховой аппарат является медицинским прибором, так как соответствует коду «ОК 034-2007 (КПЕС 2002). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности» 33.10.18.110 «Аппараты слуховые».
Н.П. Губин, юрист-эксперт в сфере защиты прав потребителей
Источник: Журнал "Новая Аптека"
Сетевое издание PHARMEDU (18+) зарегистрировано в Роскомнадзоре 12.07.2019 г.
Номер свидетельства Эл №ФС77-76297.
Учредитель — Общество с ограниченной ответственностью «ФАРМЕДУ» (ОГРН 1185074012881).
Главный редактор — Т. Ю. Ходанович.
Тел: +7 (495) 120-44-34, email: hello@pharmedu.ru
Публикация № P-23727
Мы используем файлы cookies.
Оставаясь на сайте, вы принимаете условия.ОК