Вы наверняка проходили или слышали о полушуточных тестах в сети, где Вас сравнивают по результатам ответов с одним из известных мультипликационных героев. Каждый из них имеет свои сильные и слабые стороны: лев обладает силой и роскошным рыком, но не способен к коллективной работе; мышь пищит, но может найти выход из любой трудной ситуации. Существует большое количество тестов и характеристик, позволяющих классифицировать кого угодно, но сегодня хотелось бы поговорить о руководителях и их стилях управления, и сделать это всерьез.
Стиль управления – это характеристика, отражающее отношение руководителя к подчиненным, совокупность приемов, заставляющая их делать то, что необходимо руководителю в данный момент или на протяжении длительного времени. Одной из наиболее распространенных теорий, описывающих стили управления, является теория лидерства К.Левина (1938 г.).
Функции управления |
Стили управления
|
Авторитарный
|
Демократический
|
Делегирующий
|
Принятие решения |
Единоличное |
Коллегиальное |
Поручает принять решение команде |
Информирование о принятом решении подчиненных |
Приказ, команда |
Совместное определение исполнителей |
Команда сама определяет кандидатур |
Найм и увольнение |
Единолично |
Советуется с командой |
Поручает поиск кандидатур |
Использование мотивации |
Страх наказания. Использование материальных стимулов |
Поддержка, поощрение. Совместное определение форм поощрения |
Передает команде определение форм поощрения |
Осуществление контроля |
Жесткий контроль сверху |
Функции контроля распределяются совместно |
Контроль передается команде |
Манера общения |
Держит дистанцию, необщителен |
Дозировано товарищеская, открыт и доступен |
Отношение полного доверия |
Отношение к повышению квалификации |
Определяет единолично, кому, где и когда повышать квалификацию |
Совместно определяет кому, где и когда повышать квалификацию |
Команда определяет кому, где и когда повышать квалификацию |
Авторитарный стиль управления обычно является наиболее эффективным при условии, когда опыт и знания руководителя намного превышают уровень его подчиненных, а времени для реализации поставленных задач крайне мало. Авторитарный руководитель не советуется с подчиненными, занимает жесткую позицию, подавляет любую инициативу или критику, навязывает свою волю подчиненным любыми средствами, зачастую бесцеремонно вторгаясь в их личную жизнь. Руководитель, использующий авторитарный стиль, «выжигает» пространство вокруг себя, «давит» профессионалов, ухудшает социально-психологический климат в коллективе, в основном управляя страхом наказания и изредка – поощряя за «правильную политику», т.е. поддержку любого решения руководителя. Данный стиль любят использовать «молодые» руководители, не обладающие необходимым опытом, т.к. он позволяет скрыть этот недостаток, и общаться с профессионалами с позиции силы, т.е. «сверху-вниз».

К недостаткам данного стиля, кроме повышенной текучки кадров, можно отнести полное отсутствие инициативы и неумение (боязнь) коллектива без «шефа» решить любую задачу, выбивающуюся из привычных и повседневных.
Демократический стиль выбирают руководители, предпочитающие оказывать на людей влияние с помощью убеждений, с активным привлечением подчиненных в процессы принятия решений, мотивацией персонала с формулированием подчиненными их собственных целей, ведущими к развитию как предприятия, так и их самих. Демократический стиль опирается на доверие, самосознание, творчество, инициативу, заинтересованность работников в достижении поставленных целей. Очевидные недостатки стиля – в его сильных сторонах – это дополнительные расходы времени на обсуждения и мотивацию персонала, что при недостатке времени может резко снизить эффективность управления.

Делегирующий стиль предполагает практически ничем не ограниченную свободу подчиненных. (Его с большой долей основания можно назвать «анархическим»). Данный стиль применим руководителями, которые хорошо ориентируются в ситуации, умеют распознавать уровни компетентности и самосознания подчиненных, передавая им только те обязанности, с которыми они могут справиться. Обычно такой стиль применяется только в управлении высококлассными специалистами.
Опираясь на изложенную теорию, а также многолетний опыт руководства малыми, большими и огромными коллективами в различных странах, были разработаны и другие теории управления, например так называемая «многомерная» теория «Х и У» (теория Дугласа Макгрегора изложена в его книге «Человеческая сторона предприятия, 1960 г.), или теория «управленческой решетки» Р.Блейкка и Дж. Мутона.
Попытки поиска единого универсального стиля управления потерпели неудачу, т.к. эффективность руководства зависит не только от стиля управления руководителя но и от других факторов. Последние изыскания в отрасли управления предполагают, что стиль управления должен быть разным в различных ситуациях. Очень многое определяют условия – цель, которую руководитель должен достичь, его возможности и ресурсы для достижения этой цели, включая денежные ресурсы для найма персонала той или иной квалификации, а также время достижения поставленной цели. Опытный руководитель должен обладать различными стилями управления и использовать их в зависимости от сложившейся ситуации.