Популярные теги

Успешная команда. Стили управления.

14 января 2015
Вы наверняка проходили или слышали о полушуточных тестах в сети, где Вас сравнивают по результатам ответов с одним из известных мультипликационных героев. Каждый из них имеет свои сильные и слабые стороны: лев обладает силой и роскошным рыком, но не способен к коллективной работе; мышь пищит, но может найти выход из любой трудной ситуации. Существует большое количество тестов и характеристик, позволяющих классифицировать кого угодно, но сегодня хотелось бы поговорить о руководителях и их стилях управления, и сделать это всерьез. Стиль управления – это характеристика, отражающее отношение руководителя к подчиненным, совокупность приемов, заставляющая их делать то, что необходимо руководителю в данный момент или на протяжении длительного времени. Одной из наиболее распространенных теорий, описывающих стили управления, является теория лидерства К.Левина (1938 г.). ponyatie-upravlencheskogo-menedzhmenta-stili-upravleniya-1
Функции управления

Стили управления

Авторитарный

Демократический

Делегирующий

Принятие решения Единоличное Коллегиальное Поручает принять решение команде
Информирование о принятом решении подчиненных Приказ, команда Совместное определение исполнителей Команда сама определяет кандидатур
Найм и увольнение Единолично Советуется с командой Поручает поиск кандидатур
Использование мотивации Страх наказания. Использование материальных стимулов Поддержка, поощрение. Совместное определение форм поощрения Передает команде определение форм поощрения
Осуществление контроля Жесткий контроль сверху Функции контроля распределяются совместно Контроль передается команде
Манера общения Держит дистанцию, необщителен Дозировано товарищеская, открыт и доступен Отношение полного доверия
Отношение к повышению квалификации Определяет единолично, кому, где и когда повышать квалификацию Совместно определяет кому, где и когда повышать квалификацию Команда определяет кому, где и когда повышать квалификацию
Авторитарный стиль управления обычно является наиболее эффективным при условии, когда опыт и знания руководителя намного превышают уровень его подчиненных, а времени для реализации поставленных задач крайне мало. Авторитарный руководитель не советуется с подчиненными, занимает жесткую позицию, подавляет любую инициативу или критику, навязывает свою волю подчиненным любыми средствами, зачастую бесцеремонно вторгаясь в их личную жизнь. Руководитель, использующий авторитарный стиль, «выжигает» пространство вокруг себя, «давит» профессионалов, ухудшает социально-психологический климат в коллективе, в основном управляя страхом наказания и изредка – поощряя за «правильную политику», т.е. поддержку любого решения руководителя. Данный стиль любят использовать «молодые» руководители, не обладающие необходимым опытом, т.к. он позволяет скрыть этот недостаток, и общаться с профессионалами с позиции силы, т.е. «сверху-вниз». arrow_20110619092416 К недостаткам данного стиля, кроме повышенной текучки кадров, можно отнести полное отсутствие инициативы и неумение (боязнь) коллектива без «шефа» решить любую задачу, выбивающуюся из привычных и повседневных. Демократический стиль выбирают руководители, предпочитающие оказывать на людей влияние с помощью убеждений, с активным привлечением подчиненных в процессы принятия решений, мотивацией персонала с формулированием подчиненными их собственных целей, ведущими к развитию как предприятия, так и их самих. Демократический стиль опирается на доверие, самосознание, творчество, инициативу, заинтересованность работников в достижении поставленных целей. Очевидные недостатки стиля – в его сильных сторонах – это дополнительные расходы времени на обсуждения и мотивацию персонала, что при недостатке времени может резко снизить эффективность управления. 103461 Делегирующий стиль предполагает практически ничем не ограниченную свободу подчиненных. (Его с большой долей основания можно назвать «анархическим»). Данный стиль применим руководителями, которые хорошо ориентируются в ситуации, умеют распознавать уровни компетентности и самосознания подчиненных, передавая им только те обязанности, с которыми они могут справиться. Обычно такой стиль применяется только в управлении высококлассными специалистами. Опираясь на изложенную теорию, а также многолетний опыт руководства малыми, большими и огромными коллективами в различных странах, были разработаны и другие теории управления, например так называемая «многомерная» теория «Х и У» (теория Дугласа Макгрегора изложена в его книге «Человеческая сторона предприятия, 1960 г.), или теория «управленческой решетки» Р.Блейкка и Дж. Мутона. Попытки поиска единого универсального стиля управления потерпели неудачу, т.к. эффективность руководства зависит не только от стиля управления руководителя но и от других факторов. Последние изыскания в отрасли управления предполагают, что стиль управления должен быть разным в различных ситуациях. Очень многое определяют условия – цель, которую руководитель должен достичь, его возможности и ресурсы для достижения этой цели, включая денежные ресурсы для найма персонала той или иной квалификации, а также время достижения поставленной цели. Опытный руководитель должен обладать различными стилями управления и использовать их в зависимости от сложившейся ситуации.
Сетевое издание PHARMEDU (18+) зарегистрировано в Роскомнадзоре 12.07.2019 г. Номер свидетельства Эл №ФС77-76297. Учредитель — Общество с ограниченной ответственностью «ФАРМЕДУ» (ОГРН 1185074012881).
Главный редактор — Т. Ю. Ходанович. Тел: +7 (495) 120-44-34, email: hello@pharmedu.ru
Публикация № P-15522
Мы используем файлы cookies. Оставаясь на сайте, вы принимаете условия. ОК