Популярные теги

Шпионские страсти в аптеке

19 февраля 2014
Статья опубликована в журнале «Аптекарь» №11 2009

 

 Шпионские страсти в аптеке

Лидия Преображенская

Был ничем не примечательный рабочий день. Покупателей было немного: с утра зашел дедушка за валерианой да обеспокоенная неуспеваемостью сына родительница купила витамины. Значит, можно передохнуть, подумать о чем-то своем, помечтать. Вдруг колокольчик над аптечной дверью тревожно вздрогнул и застыл в молчаливом ожидании. На пороге показался человек. С виду обычный посетитель,но его холодный, по-хозяйски оценивающий взгляд заставил Аптекаря поежиться…

 

Тайна, покрытая мраком…

 «Таинственные», они же «тайные» или «скрытые» покупатели – люди, которые под видом обычных клиентов посещают магазины, банки, салоны красоты, клиники и аптеки с определенной целью – оценить качество обслуживания. Для них это даже не работа, а скорее увлечение или хобби с элементами игры в секретного агента. Необходимо проникнуть на «вражеский» объект, не разоблачив себя, собрать необходимую информацию и благополучно покинуть чужую территорию для дальнейшей передачи «разведданных» в центр. Наверняка, читая эти строки, Аптекари начнут беспокойно оглядываться по сторонам, морща накрахмаленные спины халатов, и обреченно вздыхать: «Не хватало нам обычных проверок, так еще что-то новенькое придумали!» c2b13b470f3f5aac5e5fe788900

Метод Mystery shopping (от англ. «таинственный покупатель») используется человечеством на протяжении многих веков. Вот, например, какие советы содержатся в древнеиндийском трактате «Артхашастра, или Наука политики»: «Если возникает подозрение, что кто-нибудь имеет тайные, незаконные источники существования, к нему следует подослать шпиона. Главный сборщик податей должен посылать в различные местности шпионов под видом известных аскетов, монахов, странствующих певцов, фокусников, астрологов, врачей, сумасшедших, немых, глухих, глупцов, слепых, торговцев, мастеров, жонглеров, содержателей кабаков, пирожников и продавцов вареного мяса и риса».

Новая жизнь этого инструмента контроля за сервисом началась в 70-х гг. прошлого века в США, когда вопиющая безграмотность продавцов заставляла потребителей покидать магазины с пустыми руками, возмущением или легким чувством недоумения. Сегодня Mystery shopping превратился в целую индустрию, в которой заняты сотни тысяч человек. С помощью шпионов можно проверить, как сотрудники call-центров общаются по телефону, реагируют на возврат товара и на «трудных» клиентов, записать процесс общения и продажи на диктофон или скрытую камеру. К сожалению, Аптекарям придется встретиться с «засланными казачками» лично, т.к. профессия подразумевает прямой контакт с посетителем.

Однако есть в технологии «таинственный покупатель» одна лазейка: по правилам исследования, работники компании должны быть оповещены об акции. Организаторы полагают, что видя в каждом покупателе лазутчика, продавцы будут в постоянном тонусе, который перерастет в привычку. Конечно, точный день визита ревизоров вам никто не назовет, но о начале наблюдения намекнут.

 

«Невидимый десант», или Кто в деле?

 Вербовка в «таинственные покупатели» во многом схожа с отбором в фокус-группы. Довольно часто людей привлекают через интернет или по принципу «сарафанного радио»: через знакомых, коллег, родственников и т.д. Пол, возраст и социальный статус будущих агентов особой роли не играет, задание найдется для каждого.

Студенты и домохозяйки инспектируют пункты быстрого питания и магазины, а состоятельным гражданам доверяют дорогие рестораны, автосалоны или банки. И хотя в страсти к шопингу обвиняют обычно женщин, поработать секретными агентами не прочь и представители сильной половины человечества, их среди проверяющих около 35%. Будьте бдительны, «глазами и ушами» руководства аптеки может оказаться не только бабушка-божий одуванчик, скромно топчущаяся у витрины, но и солидный мужчина при портфеле.

А какой же спектакль без роли? Каждому посетителю-шпиону придумывается «легенда», близкая к реальной ситуации. Еще лучше, если мнимый покупатель действительно нуждается в лекарствах. В крайнем случае он всегда может сослаться на то, что покупка делается не для себя, а, например, для жены (космецевтика) или близкого человека. Причем неосведомленность клиента будет частью «легенды», выводящей на чистую воду высокомерных и раздражительных Аптекарей. Кроме этого с агентами детально прорабатываются провокационные моменты – приобретение рецептурного препарата без рецепта, возврат товара, недовольство его качеством, просьба о скидке.

Расписание визитов подставных покупателей совпадает по времени с основной волной обычных потребителей, а также покрывает часы затишья. Это необходимо, для того чтобы оценить торговый персонал в разных ритмах работы.

Мания преследования

Профессия «таинственный покупатель» предполагает неполную занятость, от случая к случаю. Оплата, разумеется, сдельная, но дороже стоят специалисты, использующие в работе скрытые камеры и диктофоны. Самое смешное, что за мнимым посетителем тоже может быть «хвост» в лице тайного проверяющего, который отслеживает действия нанятого агента в торговой точке.

87987896546587874

   Кроме контроля качества работы собственных служащих, Mystery Shopping часто используется как легальная форма наблюдения за конкурирующими компаниями и партнерами. Причем руководителей, желающих заглянуть в «замочную скважину» к конкурентам, с каждым годом становится все больше. В общем, если следите вы, это не значит, что не следят за вами.

 Метод Mystery Shopping настолько прочно обосновался в современной действительности, что был придуман т.н. «кодекс профессионального шопера» (покупателя). Главное его правило – полная конфиденциальность. Тайным покупателям запрещено называть фирму-заказчика не только в письменных отчетах, но и в дружеской беседе с коллегами по цеху. Также от них требуется объективность, честность и соблюдение дресс-кода. Ведь посетитель ресторана в спортивном костюме, как и клиентка аптеки, сверкающая бриллиантами, непременно вызовут подозрения.

 

Зла не помню – приходится записывать

 Кое-что из жизни «таинственных покупателей» нам теперь известно. А какие же параметры работы Аптекарей их интересуют? Чтобы разобраться, давайте представим ситуацию, будто бы агент уже побывал в аптеке и заполняет анкету. Оговоримся сразу, отзыв получился не из приятных. Зато нагляднее видны ошибки и промахи.

Встреча клиента. «Когда я зашел в аптеку, фармацевты разговаривали между собой на личные темы. Я поздоровался первым, и только после этого на меня обратили внимание. Произнося ответное приветствие, Аптекарь даже не улыбнулась».

Выявление потребностей. «Фармацевт не проявила заинтересованность к проблеме, не задавала уточняющие вопросы. Жалобы клиента слушала невнимательно, временами отвлекаясь на реплики своей коллеги».

 

Консультация. «Сотрудница аптеки предложила мне дорогое лекарство, не аргументировав свой выбор и не уточнив противопоказания. Также не были названы цена, основные свойства, способ применения и дозировка препарата. После наводящих вопросов о действии средства Аптекарь попыталась дать разъяснения. Но из-за множества медицинских терминов я ничего не понял».

 

Завершение взаимодействия/касса. «Я отказался приобретать рекомендованный Аптекарем препарат, чем вызвал ее недовольство. Возможно, поэтому прощания и приглашения посетить аптеку снова не последовало. Затем я переместился в очередь к кассе, чтобы оплатить лечебный шампунь. Сдачи не нашлось, кассир заметно нервничала. Мне не предложили оформить дисконтную карту и не назвали общую цену покупки. Чек и шампунь упаковали в фирменный пакет».

 

Внешний вид сотрудников. «На фармацевтах были чистые, выглаженные халаты, но бейджи с именами отсутствовали. У одной сотрудницы слишком длинные волосы не убраны в хвост, что смотрится неопрятно. Слишком яркий маникюр кассира тоже вызвал удивление».

 

Порядок в аптеке. «Фасад и окна аптеки были чистыми. Около урны при входе стояла пустая пивная бутылка, валялись окурки и бумажки. Внутри было свежо, не душно, отсутствовали резкие запахи. На витринах видны отпечатки пальцев, а некоторые стеллажи пыльные, между товарами пустые места, ценники не совпадают».

 

Конечно, мы немного сгустили краски. Но в вашей аптеке наверняка найдется пара недостатков из этого обширного списка. Будьте уверены, они не ускользнут от зоркого взгляда «таинственного покупателя». Пока есть время – подготовьтесь к визиту незваного гостя с диктофоном за пазухой или миникамерой в петлице. И тогда знаменитая фраза: «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор!» – не покажется такой ужасной…

Сетевое издание PHARMEDU (18+) зарегистрировано в Роскомнадзоре 12.07.2019 г. Номер свидетельства Эл №ФС77-76297. Учредитель — Общество с ограниченной ответственностью «ФАРМЕДУ» (ОГРН 1185074012881).
Главный редактор — Т. Ю. Ходанович. Тел: +7 (495) 120-44-34, email: hello@pharmedu.ru
Публикация № P-2701
Мы используем файлы cookies. Оставаясь на сайте, вы принимаете условия. ОК