Большинство покупателей, которые обращаются за консультацией в аптеку, считают, что к врачу либо не попадешь, либо получишь совершенно неграмотную консультацию. Пациенты идут лечиться в аптеку, потому что не доверяют врачу, не доверяют всей системе здравоохранения или имеют печальный опыт. В каких ситуациях и на какие темы может давать рекомендацию фармацевт или провизор?
Где заканчивается юрисдикция первостольника и начинается юрисдикция врача?
Людмила Шевченко, фармацевт, Санкт-Петербург

Мнение юриста
Марат Милушин, директор юридической компании «Юнико-94», канд. юрид. наук
Действующее законодательство об обращении лекарственных средств практически никак не регламентирует действия фармацевта (провизора) при общении с покупателями.
Согласно п.4 ч.2 ст.74 Федерального закона РФ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. от 01.12.2014) фармацевтические работники и руководители аптечных организаций не вправе предоставлять населению недостоверную и (или) неполную информацию о наличии лекарственных препаратов, включая лекарственные препараты, имеющие одинаковое международное непатентованное наименование, медицинских изделий, в том числе скрывать информацию о наличии лекарственных препаратов и медицинских изделий, имеющих более низкую цену.
В соответствии с п.71 утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.98 № 55 «Правил продажи отдельных видов товаров» (в ред. от 05.01.2015) информация о лекарственных препаратах помимо общих сведений о товаре, указанных в п.11 и 12 указанных правил, должна содержать сведения о государственной регистрации лекарственного препарата с указанием номера и даты его государственной регистрации (за исключением лекарственных препаратов, изготовленных продавцом (аптечным учреждением) по рецептам врачей).
Никаких иных требований к информации, предоставляемой покупателю аптечными работниками, действующее законодательство не содержит.
Отметим, что ранее в утратившем силу Отраслевом стандарте «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» ОСТ 91500.05.0007-2003, утвержденном приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 № 80, указывалось, что покупателю по его просьбе может быть предоставлена дополнительная информация о приобретаемом лекарственном препарате, об имеющихся в аптечной организации синонимах (генерических формах) приобретаемого лекарственного препарата и их ценах (п.6.7). При этом указывалось, что при отпуске лекарственных препаратов уполномоченный сотрудник аптечной организации информирует покупателя о правилах приема лекарственного препарата: режиме приема, разовой и суточной дозе, способе приема (с учетом приема пищи и пр.), правилах хранения и др.; обращает внимание покупателя на необходимость внимательно ознакомиться с информацией о лекарственном препарате (п.6.8). В настоящее время эти требования не являются обязательными.
Мнение психолога, ведущего специалиста в аптечном ритейле

Нина Тельпуховская, бизнес-тренер
Врачей наши соотечественники действительно очень не любят посещать. Причин этому несколько — огромные очереди, нехватка времени у населения, недоверие к врачам и недостаточное количество специалистов. Многие откладывают свой визит к доктору на самый крайний случай. Задумайтесь над такими страшными цифрами — 66% россиян считают, что у них вообще не было повода обращаться к врачам (данные исследований Synovate Comcon).
Аптека у нас — это не просто аптека, а пункт скорой помощи. Провизор/фармацевт в глазах многих покупателей не специалист, ответственный за лекарственные средства, а врач, который поставит диагноз и назначит лечение, включая назначение антибиотиков. «Дайте что-нибудь от ангины, живота, головы», «сердце схватило — помогите», «месячный ребенок температурит уже три дня», такие и подобные им просьбы выслушивают работники первого стола в течение всего рабочего дня. Многие люди приносят медицинские карты и данные анализов, а также рентгеновские снимки с просьбой или даже требованием расшифровать их. Это накладывает огромную ответственность на первостольника.
Что же делать в таких случаях — лечить или не лечить?
Я настоятельно рекомендую даже не пытаться лечить, не ставить диагнозы, даже если вы абсолютно уверены, что у человека какое-то определенное заболевание. Не следует и интерпретировать данные анализов. Для этого необходимо провести для себя внутреннюю границу, четко отделяющую ваши обязанности от обязанностей врача. Как объяснить это заболевшему человеку, пришедшему в аптеку и ждущему от вас помощи?
Во-первых, насторожитесь в тех случаях, когда вы слышите при описании симптомов у человека тревожные «звоночки», например,
«температура выше 38 в течение нескольких дней»,
«сильная боль», «высокое давление»,
«кашель в течение нескольких недель»,
«боли в правом боку» и т.д.
Эти сигналы показывают, что человек должен срочно идти на прием к врачу для определения диагноза и назначения лечения.
На практике это выглядит так:
Провизор/фармацевт: «Вам необходимо срочно на прием к врачу».
Покупатель: «Мне некогда, я к нему не дойду. Дайте что-нибудь».
Или
Покупатель: «Если вы не продадите, пойду в другую аптеку».
Заставить человека что-то сделать вы действительно не можете, переменить его мнение крайне трудно. В этих случаях работает только один проверенный способ, когда вы объясняете человеку о возможных последствиях, если он не поставит правильный диагноз и запустит свое заболевание. Я бы условно назвала этот способ — «испугать». Большинство людей действительно не знают о том, какие последствия могут иметь место, или надеются на русское авось — «как-нибудь все само рассосется», «ничего страшного у меня быть не может», «поболит, поболит и перестанет». Обозначая, что может случиться с человеком в том случае, если он запустит заболевание, вы тем самым заставляете его задуматься над проблемой и переменить свое мнение.
Не забывайте о важнейшем правиле этического и профессионального кодекса провизора (фармацевта) и врача:
«В выборе лекарства не подменяй врача, не предлагай больному лекарства по своему усмотрению, иначе, не зная всех индивидуальных особенностей организма больного и патогенеза заболевания, ты можешь принести вред здоровью человека, усложнишь течение его болезни».
Источник: http://www.pharmvestnik.ru/