Реализация аптечных товаров

18 декабря 2015
На сегодняшний день аптека — это не только место, где можно приобрести лекарственные препараты и товары медицинского назначения, но и своего рода супермаркет, представляющий различные группы товаров, от БАД до косметики. При этом следует учитывать тонкости реализации каждого вида представленной продукции, в том числе уделяя внимание правовым аспектам.

 Марат Милушин, директор юридической компании «Юнико-94»,​канд. юрид. наук 

19-1

* * *

— Может ли аптечная организация брать на реализацию парфюмерно-косметическую продукцию (парфюмированные спреи для тела, туалетную воду) и декоративную косметику? Если да, то какие сопроводительные документы необходимы для розничной реализации? — В соответствии с ч.7 ст.55 Федерального закона РФ № 61-ФЗ от 12.04.2010 «Об обращении лекарственных средств» (в ред. от 13.07.2015) аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, наряду с лекарственными препаратами имеют право приобретать и продавать в том числе парфюмерные и косметические средства. При этом каких-либо ограничений на виды парфюмерно-косметической продукции закон не налагает. Согласно п.12 «Правил продажи отдельных видов товаров», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 55 от 19.01.98 (в ред. от 19.09.2015), продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и органа, ее зарегистрировавшего). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца с указанием его места нахождения (адреса) и телефона. Согласно п.53 этих же Правил, информация о парфюмерно-косметических товарах помимо сведений, указанных в пунктах 11 и 12 названных Правил, должна содержать с учетом особенностей конкретного товара сведения о его назначении, входящих в состав изделия ингредиентах, действии и оказываемом эффекте, ограничениях (противопоказаниях) для применения, способах и условиях применения, массе нетто или объеме и (или) количестве единиц изделия в потребительской упаковке, условиях хранения (для товаров, в отношении которых установлены обязательные требования к условиям хранения), а также сведения о государственной регистрации (для товаров, подлежащих государственной регистрации). «Перечень парфюмерно-косметической продукции», подлежащей государственной регистрации, приведен в Приложении 12 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции», утвержденного решением комиссии Таможенного союза № 799 от 23.09.2011 (в ред. от 18.08.2015). Таким образом, для реализации в аптеке парфюмерно-косметической продукции и медицинских изделий достаточно наличия товарно-сопроводительной документации на товар, которая содержала бы информацию об обязательном подтверждении соответствия (данные сертификата или декларации о соответствии, заверенные поставщиком) или сведения о государственной регистрации на упаковке.

* * *

— В качестве маркетингового предложения мы бы хотели в нашей аптеке самостоятельно формировать подарочные корзины, состоящие из разных наборов косметической продукции. Возможно ли это? Ведь тогда нам придется закупать подарочную упаковку (корзины, обер­точную бумагу) и включать стоимость данных материалов в стоимость итогового набора. Как формировать цену на такие наборы? Какие ограничения существуют в этом направлении для аптек? — Действующее законодательство не устанавливает ограничений на реализацию подарочных наборов косметической продукции при условии возможности приобретения покупателем отдельно любого предмета, включенного в такой набор. Никаких требований или ограничений на формирование цены на косметическую продукцию действующее законодательство не устанавливает. Организация вправе устанавливать цены на такую продукцию, в том числе на подарочные наборы косметической продукции, самостоятельно, включая в стоимость набора стоимость подарочной упаковки.

* * *

— К какой категории аптечных товаров относится шампунь, если на нем стоит пометка «Средство педикулицидное медицинского назначения»? — Некоторые педикулицидные шампуни зарегистрированы в качестве лекарственных средств. Очевидно, что такие шампуни аптечные организации вправе реализовывать без каких-либо ограничений. Если же шампунь не зарегистрирован в качестве лекарственного средства, а является обычным парфюмерным средством, то в соответствии с ч.7 ст.55 Федерального закона РФ № 61-ФЗ от 12.04.2010 «Об обращении лекарственных средств» (в ред. от 13.07.2015) аптечные организации также вправе реализовывать такую продукцию. Что касается указания о медицинском назначении на шампуне, не зарегистрированном в качестве лекарственного средства, то следует отметить, что явного запрета на такие действия производителя или продавца действующее законодательство не содержит. В частности, такой запрет отсутствует в утвержденном решением комиссии Таможенного союза № 799 от 23.09.2011 Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» ТР ТС 009/2011, а также в утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ № 26 от 20.11.97 Санитарных правилах и нормах «Гигиенические требования к производству и безопасности парфюмерно-косметической продукции» СанПиН 1.2.681-97 (в ред. от 10.12.2002). Заметим, что согласно п.6 ч.5 ст.5 Федерального закона РФ № 38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе» (в ред. от 08.03.2015) в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, медицинских изделий. Однако, согласно п.7 ч.2 ст.2 указанного Закона его действие не распространяется на информацию о товаре, размещенную на товаре или его упаковке. 1404222018325022_big

* * *

— Какие правила реализации, выкладки, хранения, документооборота существуют для БАД в жидкой форме, то есть в виде концентратов для приготовления напитков и готовых напитков? — В настоящее время требования к обороту биологически активных добавок к пище регламентируются следующими основными нормативными правовыми актами:
  1. Утвержденный решением комиссии Таможенного союза № 880 от 09.12.2011 Технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» ТР ТС 021/2011;
  2. Утвержденный решением комиссии Таможенного союза № 881 от 09.12.2011 Технический регламент Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» ТР ТС 022/2011;
  3. Утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача РФ № 50 от 17.04.2003 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)» СанПиН 2.3.2.1290-03.
Ни один из перечисленных документов не содержит специальных требований к обороту БАД в жидкой форме.

* * *

— Фельдшерско-акушерский пункт медицинской организации имеет лицензию на фармацевтическую деятельность. В настоящее время мы реализуем лекарственные средства, товары медицинского назначения, товары для ухода за новорожденными, но хотели бы расширить линейку предлагаемой продукции за счет женской аудитории. Можем ли мы реализовывать косметическую продукцию? — В соответствии с ч.7 ст.55 Федерального закона РФ № 61-ФЗ от 12.04.2010 «Об обращении лекарственных средств» (в ред. от 13.07.2015) аптечные организации наряду с лекарственными препаратами имеют право приобретать и продавать в том числе парфюмерные и косметические средства. При этом согласно п.35 ст.4 указанного Закона аптечной организацией считается также и структурное подразделение медицинской организации, осуществляющей розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, перевозку, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями данного Федерального закона. Следовательно, указанная выше норма ч.7 ст.55 Закона в полной мере распространяется и на фельдшерско-акушерский пункт, являющийся структурным подразделением медицинской организации. Источник: ФармВестник
Сетевое издание PHARMEDU (18+) зарегистрировано в Роскомнадзоре 12.07.2019 г. Номер свидетельства Эл №ФС77-76297. Учредитель — Общество с ограниченной ответственностью «ФАРМЕДУ» (ОГРН 1185074012881).
Главный редактор — Т. Ю. Ходанович. Тел: +7 (495) 120-44-34, email: hello@pharmedu.ru
Публикация № P-26831
Мы используем файлы cookies. Оставаясь на сайте, вы принимаете условия. ОК