В завершение выделим основные правила мерчандайзинга. Они в целом захватывают все его области, но концентрируются на основных моментах. Проверьте себя сами, все ли в аптеке делается по данным правилам. Поймите, что без внимательного к ним отношения прочтение этой части книги может считаться бесполезным.
Правило № 1, или Правило чистоты и аккуратности: полки, продукция и рекламные материалы должны содержаться в чистоте и неповрежденном виде.
Правило № 2, или Правило присутствия товара: необходимый ассортимент продукции, присутствующий в материальной комнате аптеки, должен быть представлен в торговом зале. Каждая позиция, представленная на витрине, должна быть доступна в продаже.
Правило № 3, или Правило сроков хранения и ротации товара на полке: «первым пришел, первым ушел». При выкладке товара, поступившего со склада, важно располагать его за товаром, уже представленным на полке, при этом важно проконтролировать срок годности данной позиции.
Правило № 4, или Правило «лицом к покупателю»: товар должен быть расположен прямо, с учетом угла зрения покупателя. Необходимая информация на упаковке должна быть легко читаема, не загораживаться другими упаковками и ценниками. Ценник
стандартизирован, а упаковка является носителем индивидуальности товара и содержит гораздо больше информации. (Ценник содержит: полное наименование лекарственного средства, дозировку (количество таблеток, ампул), цену за единицу товара, подпись материально ответственного лица и печать организации, дату оформления ценника, наименование поставщика.) В случае если места для товара не хватает, надо расположить лицом максимально возможное число упаковок, все остальные могут быть видны частично.
Правило № 5, или Правило размещения ценников: цена продукции должна быть четко выделена и хорошо видна покупателю, ценник не должен закрывать упаковку товара. Ценники должны быть расположены так, чтобы покупателю было предельно ясно, какой ценник к какому продукту относится. Расположение ценников должно учитывать угол зрения покупателя. Выбор формата ценников осуществляется индивидуально, но группы однородных товаров должны иметь единый формат ценников. Целесообразно, чтобы его оформление сочеталось с общим интерьером аптеки.
Правило № 6, или Правило «приоритетных мест»: товары, приносящие наибольшую прибыль и имеющие наилучшие показатели продаж, должны находиться на лучших местах в торговом зале и на торговом оборудовании. Данная процедура не может происходить на глаз или «пальцем в небо» — это аналитический процесс, позволяющий реально оценить возможности тех или иных позиций ассортимента.
Правило № 7, или Правило эффективной презентации товара: презентация товара или реклама внутри аптеки должна осуществляться по следующим принципам.
Принцип оптимальности. Внутреннюю рекламу следует размещать не более чем для 15-20% товаров.
Принцип помощи покупателю. Задача рекламы в аптеке — обеспечить встречу покупателя с товаром. Покупатель, рассматривающий товар, более склонен к покупке, если он получает о товаре необходимую ему информацию. Информация в аптеке должна быть представлена таким образом, чтобы покупателям, имеющим различные типы индивидуальности, было легко ее получить. Если на упаковке информации недостаточно, совершенно необходимо поместить ее отдельно - на листовке или плакате.
Принцип краткости и простоты. Предполагает понимание информации, которую вы хотите довести до клиентов вашего магазина, четырнадцатилетним ребенком со средним уровнем образования и интеллекта.
Правило № 8, или Правило эмоционального комфорта: при расположении и выкладке товара, размещении рекламы и информации важно устранить возможность возникновения дискомфорта восприятия у покупателя. Эмоциональный дискомфорт покупателя при совершении покупки — это неосознанное ощущение недовольства, возникновение раздражения, неприятия, недоумения, отторжения, тревоги, прочих негативных эмоций, причину которых покупатель часто не может или не считает нужным объяснить.
Выводы
После прочтения этой части книги, вероятно, может возникнуть желание скорее выявить изъяны выкладки в торговом зале или более тщательно изучить вопросы психологии поведения человека. Но важно сгоряча не наломать дров. Необходимо подойти к процессу творчески и поэтапно.
Начать следует с выявления самых грубых ошибок, и в этом вам поможет данная глава. Устранив ошибки (хотя, может быть, у вас их и не было) и, выполнив все самые основные правила мерчандайзинга, можно перейти к более детальному осмотру оборудования и оценке возможных корректировок, не требующих больших капиталовложений.
Проделав все это, важно остановиться и оглядеться — как изменился зал, как ровненько и аккуратно расположен товар, теперь вы можете объяснить каждую позицию и ее местонахождение. И только после этого можно нарисовать план, расстановки оборудования и размещения товаров (планограмму), после чего, оценив требуемые для этого затраты, перейти к принятию решения о целесообразности тех или иных изменений.
Вполне возможно, ваш внимательный покупатель принесет вам достаточно радости после реализации уже первых этапов изменений.