2 февраля 2015
Кадровый вопрос для аптечного рынка актуален как никогда: профильных специалистов мало, а потребность в них огромная. Найти подходящего сотрудника непросто, но еще сложнее его удержать. Какие инструменты помогут в этом?

110690428_getmotivated500x500 Безусловно, один из важнейших механизмов привлечения и удержания сотрудников – материальная мотивация (табл.1). Уровень заработной платы и компенсационного пакета – те условия, которые кандидат оценивает прежде всего.  Однако есть у «денежных» способов стимулирования существенный недостаток – их эффективность со временем неизменно ослабевает. Известно, например, что удовлетворенность специалиста повышением зарплаты сохраняется всего 2–3 месяца, после чего требуются новые стимулы для поддержания интереса к выполняемым обязанностям. Если они отсутствуют – снижается качество труда, и со временем работник может начать поиск более подходящего места. 

Таблица 1. Виды материальной мотивации

Прямая

Косвенная

  • повременная/сдельная оплата труда;
  • премирование по результатам работы;
  • оплата обучения;
  • доплата за выслугу лет и др.
  • предоставление льгот для приобретения (оплаты) жилья;
  • компенсация проезда в транспорте;
  • организация питания на работе.
Удержать ценного сотрудника и выгодно подчеркнуть отличия своей организации от конкурентов помогут инструменты нематериальной мотивации. Сейчас она становится все более популярной, поскольку дает возможность сократить затраты на персонал и повысить рентабельность бизнеса. В то же время, не денежные «бонусы» должны рассматриваться руководством лишь как дополнение к достойной оплате труда, а не замена ей. Ведь, как правило, кандидат обратит внимание на специальные условия в конкретной компании лишь при наличии адекватного уровня зарплаты. Существуют разные виды нематериальных стимулов, которые значительно влияют на лояльность сотрудников. Оправдано ли их предоставление, зависит от конкретной компании, ее целей и возможностей (табл. 2). Таблица 2. Основные факторы нематериальной мотивации в аптечных организациях.

№ п/п

Фактор

Достоинства

Недостатки

Выводы

1

Возможности для карьерного и профессионального роста Обеспечивает компании кадровый резерв Возможности не всегда реализуются, что может демотивировать сотрудников Подходит для амбициозных людей, стремящихся к лидерству

2.

Хорошие отношения в коллективе Особенно значимы для женщин: теплая атмосфера в аптеке может оказаться для них даже важнее уровня заработной платы1 Требуют временных и финансовых затрат: адаптация новых сотрудников, подбор коллектива с учетом психологической совместимости его членов, оперативное выявление конфликтов, тренинги по их преодолению Значим практически для всех сотрудников, поэтому стоит прилагать максимальные усилия для того, чтобы климат в коллективе был благоприятным

3

Возможность планирования и предоставление дополнительного отпуска, гибкий график Мотивирует главным образом молодых людей: с маленькими детьми, учащихся Возможно неравномерное распределение нагрузки между сотрудниками. Повышается вероятность дезорганизации рабочего процесса Подходит только для специалистов, заинтересованных в дополнительном свободном времени

4

Признание заслуг и статуса, публичная похвала: почетные грамоты, объявления благодарности, доска почета и т.д. Не требуют или практически не требуют финансовых затрат При субъективизме руководителя может вызвать раздражение и зависть коллег Эффективен только при честных, партнерских отношениях в коллективе

5

Проведение корпоративных праздников (юбилей компании, открытие новой аптечной сети и т. д.) Позволяет почувствовать себя частью единой команды, осознать значимость своей работы для достижения общих целей

Отличный метод нематериальной мотивации для всего коллектива

6

Подарки к значимым датам Повышают лояльность сотрудников, в особенности, если подарки приурочены к значимым событиям личной жизни (свадьба, рождение ребенка, юбилей), а не к календарным праздничным датам Требуют финансовых затрат Хороший способ продемонстрировать внимание к тому или иному конкретному работнику.
Индивидуальный подход

bbfaa135e60d6f204f735a4c16243f4f

Если материальная мотивация универсальна (деньги нужны всем), то, предлагая нематериальные стимулы, стоит задуматься, представляют ли они ценность для того или иного конкретного сотрудника. В противном случае ситуация может выглядеть так: •    «В нашей сети есть все возможности для карьерного роста и обучения» – «Скоро пенсия, и мне бы хотелось отработать оставшиеся несколько лет в качестве первостольника». •    «Работники имеют право бесплатно посещать бассейн» – «Спасибо, я не умею плавать/у меня аллергия на хлорированную воду». •    «Мы можем предоставить вам возможность уходить на час раньше, чтобы вы могли забрать ребенка из детского сада» – «Спасибо, в нашей семье это с удовольствием делает бабушка». Поэтому очень важно понимать, что актуально для каждого члена коллектива и предлагать именно эти возможности. Разработка способов нематериальной мотивации требует от руководителя немалых временных и финансовых затрат и, конечно, творческого подхода. Результатом усилий станет удовлетворенность и эффективная работа персонала, без которой невозможно успешное развитие бизнеса. Мыслим нестандартно  •    Исландская компания OZ предлагает работникам дружить семьями. Время от времени они приглашают в офис своих родителей на корпоративные мероприятия. Руководство уверено, что это способствует сплочению коллектива, что положительно влияет на производительность труда.  •    Английская компания Softwire оплачивает сотрудникам уроки пения, что помогает справляться с негативными эмоциями и снижать уровень стресса.  •    В фирме Commerce Sciences принято преподносить подарок-приветствие каждому новичку. Подготовка сюрприза – задача того, кто пришел чуть раньше. Согласитесь, приятно, когда карьера на новом месте начинается именно так.  •    Аудиторская компания Ernst&Young всеми силами старается подчеркнуть тот факт, что семья вовсе не мешает карьере. Так, например, руководство продлило «мужской» декрет с двух до шести недель, чтобы молодые отцы не разрывались между домом и работой и могли помогать своим женам. О нововведении Ernst&Young оповестили весьма креативно, установив 2,7-метровый постер, видимый с тротуаров Тайм-сквер. На нем был изображен мужчина, получивший повышение после отпуска по уходу за ребенком.  •    В компании Walt Disney принято посвящать самым ценным сотрудникам окна кафе в парке Disneyland – на стеклах пишутся их имена.  •    Российское представительство «Гедеон-Рихтер» спонсирует выезды на международные конкурсы творческих коллективов, в которых занимаются дети сотрудников.  •    Фармкомпания АстраЗенека периодически предоставляет сотрудникам возможность неформального обеда с главой представительства, что позволяет специалистам почувствовать свою значимость и важность выполняемой работы.  Источник: http://www.remedium.ru/section/pharmwork/detail.php?ID=64246  
Сетевое издание PHARMEDU (18+) зарегистрировано в Роскомнадзоре 12.07.2019 г. Номер свидетельства Эл №ФС77-76297. Учредитель — Общество с ограниченной ответственностью «ФАРМЕДУ» (ОГРН 1185074012881).
Главный редактор — Т. Ю. Ходанович. Тел: +7 (495) 120-44-34, email: hello@pharmedu.ru
Публикация № P-16316
Мы используем файлы cookies. Оставаясь на сайте, вы принимаете условия. ОК