В Москве состоялся двухдневный саммит «Продажи и мультиканальный маркетинг», посвященный обсуждению новых схем продвижения лекарственных препаратов на российском рынке.
Перед представителями фармсообщества выступил генеральный директор EFPIA Ричард Бергстром,
![rbergstrom](https://pharmedu.ru/wp-content/uploads/2014/11/rbergstrom-266x300.png)
который рассказал об основных изменениях на европейском фармацевтическом рынке.
По его мнению, основной тренд сегодняшнего дня – рынок становится более фрагментированным.
Именно поэтому при определении стратегии продвижения своих препаратов иностранные компании все чаще выбирают мультиканальный маркетинг.
Обсуждению вопроса, насколько эффективна данная стратегия будет в России, учитывая ментальность и особенность страны, была посвящена вторая сессия саммита.
В ней приняли участие как сторонники классических схем продвижения препаратов, так и новаторы, имеющие за плечами двухлетний опыт работы по мультиканальной стратегии.
![3b874ff6378c78a8fafb4ab5b8d8ea61](https://pharmedu.ru/wp-content/uploads/2014/11/3b874ff6378c78a8fafb4ab5b8d8ea61.jpg)
Генеральный директор компании «Гриндекс Рус» Никита Минаев свою приверженность к обкатанным схемам продвижения аргументировал тем, что в ситуации сокращения государственных программ по здравоохранению и усилению контроля за деятельностью фармкомпаний, пока не время делать ставку на новые стратегии, требующие масштабных инвестиций.
«Наше ближайшее будущее – это нарушение ФЗ №317, которое запрещает визиты медпредставителей к врачам, вирусная «запретная» реклама Rх препаратов в интернет, работа с аптечными сетями» - подчеркнул Никита Минаев.
При этом внедрение мультимедийных стратегий он считает эффективной неизбежностью при дальнейшем снижении работоспособности остальных схем.
С мнением Никиты Минаева не согласился генеральный директор
![колчин](https://pharmedu.ru/wp-content/uploads/2014/11/колчин-238x300.jpg)
«ГСК Фарма Россия» Алексей Колчин, чья компания уже на протяжении двух лет активно использует компоненты мультиканального маркетинга.
Доказывая состоятельность этой модели, г-н Колчин отметил, что в ближайшие несколько лет рынок должен быть готов к появлению нового поколения врачей. Из медицинских вузов выйдут приверженцы гаджетов и мультимедийных технологий. Рынок должен быть готов удовлетворить новые потребности.
При этом он подчеркнул, что вопрос об эффективности стратегии – фантастически трудный, прямого ответа на него у «ГСК Фарма Россия» пока нет. Тем не менее, г-н Колчин заявил, что если первый организованный компанией вебинар прослушали порядка 60 врачей, то сейчас число подписчиков на онлайн-семинары возросло до 600.
Большинство вопросов от участников саммита было обращено к Алексею Колчину. Представителей различных компаний интересовали как размеры инвестиций, которые необходимо вложить в мультиканальную стратегию, так и предполагаемые результаты ее реализации. Глава же «Гриндекса» стоически отстаивал свое мнение: в фармбизнесе знания пока не сила, завоевывать рынок можно лишь работая руками и ногами.
![](https://pharmedu.ru/wp-content/uploads/2014/11/trendy-multikanalnyh-prodaz_37805_p1.jpg)
Источник: sojuzpharma.ru