Фармацевтика в развивающихся странах

27 января 2015
Ольга Жукова Даже сегодня, в век стремительного научно-технического прогресса, в развивающихся странах продолжают процветать и распространяться опасные инфекционные заболевания, такие как малярия, туберкулез, СПИД, а также болезни, вызванные нищетой, голодом, неправильным питанием и плохой экологией. Наряду с экономическими проблемами в этих странах ощущается серьезная нехватка квалифицированного медицинского и фармацевтического персонала, поэтому зачастую лекарства в аптеках и медпунктах отпускаются людьми, не имеющими для этого никакой профессиональной подготовки. Аптечное дело в развивающихся странах Основными проблемами развивающихся стран остаются голод и плохие жилищные условия. Эти факторы сами по себе представляют серьезную угрозу не только для здоровья, но и для жизни людей, а в сочетании с другими факторами – плохим медицинским обслуживанием, неграмотностью населения и отсутствием у большинства людей элементарных гигиенических знаний – являются главными причинами высокой заболеваемости и смертности населения. В таких условиях научно обоснованный подход – единственно правильное решение, позволяющее минимизировать проблемы фармацевтического обслуживания. Во многих развивающихся странах наблюдается острая нехватка квалифицированных специалистов, и соотношение «1 фармацевт на 100 000 жителей»* – далеко не редкость. По рекомендациям ВОЗ, минимальным соотношением является «1 фармацевт на 2000 жителей». Но даже в таких странах, как Индия, где количество профессиональных фармацевтов относительно велико, часто можно столкнуться с ситуацией, когда фармацевт в аптеке официально существует, но физически всегда отсутствует, и вместо него с населением работают продавцы, не имеющие соответствующей квалификации. В таких странах, как Лима и Перу, профессионального фармацевта можно найти только в 1 из 10–14 аптек. Но решение этой проблемы – далеко не простая задача. Даже в развивающихся странах, где дефицит квалифицированных специалистов очень велик, существует такая проблема, как «утечка мозгов». В связи с глобализацией мировой экономики специалисты все чаще получают стандартное образование, в т.ч. и в фармацевтике, что дает им возможность работать также и в других странах мира. Из-за низких зарплат в развивающихся странах многие дипломированные фармацевты находят работу за рубежом и уезжают туда, где смогут больше заработать. Особенности аптечной практики Аптечное дело в развивающихся странах должно учитывать местные особенности распределения, хранения и продажи ЛС, а также менталитет населения, которое часто бывает не только нищим, но и неграмотным. Основные отличия, с которыми неизбежно приходится сталкиваться специалистам, следующие:
  • ЛС очень часто складируются и хранятся вместе по фармакологическим группам, а не в алфавитном порядке по типу;
  • холодильники для хранения лекарств часто работают ненадежно, и места в них не хватает;
  • приходится следить, чтобы упаковки медикаментов и этикетки на них не повредили термиты и чтобы в местах хранения лекарств не было крыс и других паразитов;
  • упаковка и маркировка лекарств в аптечных или медицинских пунктах может быть ужасающе неадекватна, и зачастую пациенты уходят, не имея никакого представления о том, как следует принимать лекарство, за которое им пришлось заплатить как минимум недельную зарплату;
  • очень часто в аптеках и медпунктах даже лекарств первой необходимости нет по несколько дней, а то и недель – особенно в конце финансового года;
  • отыскать протоколы и стандартные операционные процедуры удается редко;
  • даже в тех случаях, когда к работе привлекаются дипломированные фармацевты, они не всегда имеют возможность повлиять на малообразованных продавцов, которые просто продают лекарства пациентам, амбулаториям, медпунктам или родственникам пациентов, госпитализированных в стационар, не информируя их об особенностях применения каждого средства.
Научно обоснованная фармацевтика bady-dlya-poxudeniya_2   Сегодня многие развивающиеся страны разрабатывают национальные правила использования ЛС, и эта политика активно поддерживается ВОЗ. Например, национальные правила использования ЛС в Индонезии, составленные в 1983 г., ставят перед специалистами следующие цели:
  • обеспечить население страны возможностью получения ЛС в соответствии с потребностями в них;
  • улучшить распределение лекарств так, чтобы обеспечить к ним доступ всего населения;
  • обеспечить эффективность, безопасность и соблюдение сроков годности ЛС, поступающих на фармрынок страны, и их надлежащее хранение, а также содействовать их правильному, рациональному и эффективному применению;
  • защищать население от неправильного назначения медикаментов, а также от получения испорченных, просроченных лекарств или лекарств, которые хранились ненадлежащим образом.
Чтобы достичь поставленных целей, в Индонезии были предприняты определенные шаги. Во-первых, разработан список медицинских препаратов, необходимых для нужд здравоохранения, и этот список регулярно дополняется и корректируется. Во-вторых, в госпиталях страны организованы специальные комитеты, состоящие из врачей и фармацевтов, которые следят за обеспечением своих лечебных учреждений современными ЛС. В-третьих, для медицинского персонала были организованы специальные тренинги по правильному и рациональному применению медикаментов. Для лучшего обеспечения лекарственными препаратами малообеспеченных слоев населения особое внимание уделяется дженерикам – лекарствам по приемлемым ценам. Неграмотность населения – большая проблема для фармацевтов1304495539_767493_3 Но в развивающихся странах даже доступность ЛС не решает всей проблемы обеспечения населения медикаментами. На фармацевтов и работников аптеки там очень часто возлагаются и другие задачи. Как правило, в развивающихся странах ЛС отпускают потребителям, завернув их в маленькие кусочки простой коричневой бумаги, и значимость инструкции по применению ЛС приобретает в этих условиях совершенно иное значение. В соответствии с международными нормами и правилами лекарства в аптеках всегда должны отпускаться в подходящей и маркированной упаковке. Но в ситуации, когда пациенты неграмотны и не умеют читать, важность маркировки медикаментов уходит на второй план, а вот задача донести до пациента информацию о том, как именно нужно применять препарат, чаще всего возлагается непосредственно на Аптекаря. Наряду с устными рекомендациями работников аптек предпринимаются попытки централизованно разработать специальные инструкции для неграмотных в виде рисунков или диаграмм: например, для препаратов от туберкулеза или проказы, которые необходимо принимать регулярно, выпускаются инструкции с символами восходящего солнца и другими рисунками, чтобы указать на время дня, когда нужно принимать лекарства. Тотальная нищета основного населения развивающихся стран накладывает на сотрудников аптек еще одну обязанность. Очень часто пациенты бывают настолько бедными, что не в состоянии купить все необходимые лекарства, которые прописал врач, и могут позволить себе только одно из них. В таких случаях именно фармацевт решает, какое лекарство из всех назначенных является наиболее важным для пациента. Например, даже если денег мало, то антибиотики все равно нужно обязательно принимать курсом, а витамины в этом случае можно не принимать, тогда общая стоимость лечения будет более приемлемой. В некоторых странах (например в Индии) существует практика отпуска фармацевтических препаратов в кредит. Но нехватка квалифицированных фармацевтов в развивающихся странах может порождать и другие проблемы. В Индии, например, процветает работа медпредставителей фармкомпаний, которые вмешиваются в работу аптек и буквально навязывают к продаже лекарственные препараты своих компаний. Только в Мумбаи общее число медпредставителей уже достигло 5 тыс. человек – это примерно по 1 представителю на 4 врачей. Задача медпредставителей одна: увеличить продажи препаратов, выпускаемых их компаниями, при этом о здоровье людей и о последствиях неправильного применения лекарств никто не беспокоится. К сожалению, очень часто продавцы аптек, особенно в сельской местности, считают себя вправе самовольно, без участия врача, давать лекарства пациентам, основываясь только на описанных симптомах и информации, полученной устно от медпредставителя. Единственное, что можно противопоставить данной активности – это повышение образовательного уровня сотрудников аптек и строгий контроль качества фармацевтического обслуживания населения на законодательном уровне. ВОЗ – барьер на страже здоровья C12 ВОЗ всячески способствует улучшению фармацевтического обслуживания населения развивающихся стран. В связи с тем, что границы между различными государствами мира с каждым годом становятся все более прозрачными, некоторые инфекционные заболевания, такие как СПИД, туберкулез и малярия, уже представляют серьезную опасность и для развитых стран. ВОЗ поставила задачу остановить распространение этих заболеваний и включила вопрос о состоянии здравоохранения и фармацевтического обслуживания развивающихся стран в свою программу «Цели развития тысячелетия» (Millennium Development Goals). Одной из главных целей этой программы является обеспечение населения доступными медикаментами для лечения инфекционных и хронических заболеваний и улучшения санитарно-гигиенических условий жизни людей. Результатом выполнения этой программы должно стать не только повышение уровня жизни, но и снижение уровня заболеваемости и смертности населения развивающихся стран от хронических и инфекционных заболеваний.
Сетевое издание PHARMEDU (18+) зарегистрировано в Роскомнадзоре 12.07.2019 г. Номер свидетельства Эл №ФС77-76297. Учредитель — Общество с ограниченной ответственностью «ФАРМЕДУ» (ОГРН 1185074012881).
Главный редактор — Т. Ю. Ходанович. Тел: +7 (495) 120-44-34, email: hello@pharmedu.ru
Публикация № P-16096
Мы используем файлы cookies. Оставаясь на сайте, вы принимаете условия. ОК