Популярные теги

Чему не учат в колледже. АиФ. Здоровье. Лекарственное обозрение № 7–8, 2014

11 августа 2014
Елена ШИТОВА Кадровая проблема в фармацевтической отрасли сегодня остра, как никогда ранее. Количество аптек растет, однако новоиспеченные профессионалы с дипломами фармацевтов не торопятся трудоустраиваться за первый стол, да и качество подготовки выпускников далеко не всегда адекватно современным реалиям. Как же законопослушному работодателю обеспечить предприятие квалифицированными и лояльными сотрудниками? Наш эксперт – генеральный директор сети аптек «Аптекарь Эвениус», г. Нижний Новгород, Герман Князев. му

Приманка для фармацевта

– Герман Геннадьевич, какими «калачами» вы привлекаете сотрудников в условиях нехватки профессиональных кадров? – У нас действует система работы с кадрами, включающая социальные гарантии, программы лояльности, обучение и многое другое. Но прежде всего – это конкурентоспособная, полностью официальная заработная плата. Рынок есть рынок, работодателям тоже приходится конкурировать. Наши сотрудники имеют право на целый ряд льгот, предоставляемых предприятием в дополнение к положенным по КЗоТу социальным благам, это, например, приобретение лекарств по закупочным ценам, материальная помощь в определенных случаях и т. д. – При таких преимуществах у вас, наверное, нет текучки кадров? – Среди сотрудников есть такие, кто проработал в наших учреждениях уже четверть века. Я уже не говорю о тех, кто работает по 10–15 лет, таких очень много. Но текучка все же существует, и это вполне объяснимо: фармацевты и провизоры в России – профессия женская. Принимая на работу выпускницу колледжа или вуза, я отдаю себе отчет в том, что в ближайшие пять лет она непременно уйдет в декрет и неизвестно, когда вернется. Но противодействовать этому естественному процессу, ставить сотрудницам условия, что в течение какого­то срока они обязаны отработать, – в корне ошибочно. Девушки выходят замуж, рожают детей – это абсолютно нормально и правильно. – Какие требования вы предъявляете при приеме на работу? – Если речь идет о работниках первого стола, то требований только два – наличие диплома о фармацевтическом образовании и желание работать. Всему остальному мы сами научим. Если же речь идет о руководящих работниках, то требования более жесткие, имеет значение опыт, характеристики с предыдущих мест работы и т. д.

Как догнать современность

ква

– Вас устраивает уровень профессиональной подготовленности выпускников фармацевтических училищ? – Что касается знаний, относящихся непосредственно к фармации, то, как правило, они вполне удовлетворительны. Но есть немалые пласты практической работы фармацевта, которые выпадают из программ подготовки в вузах и колледжах, и приходится обучать сотрудников практически с нуля. В частности, студентам не дают навыков работы с электронными базами данных, ведения электронной документации, они не знакомы с программными продуктами. Когда я об этом говорю представителям учебных заведений, мне возражают, что фармацевту это знать не обязательно. Но мы живем в XXI веке и должны владеть компьютерными технологиями. Фармацевт обязан уметь пользоваться электронными справочниками, вести электронный учет лекарственных препаратов и т. д. Сегодня существует более 60 тысяч наименований лекарственных препаратов, держать все сведения в голове невозможно. Но при этом важно знать, где и как быстро найти нужную информацию, и эти навыки надо вырабатывать в процессе обучения в колледже. Считаю, что учебные программы необходимо дополнить соответствующими разделами. – Это единственная недоработка учебных заведений? – К сожалению, нет. Фармацевты приходят работать, не имея четкого понятия о том, как устроена система здравоохранения в целом, как им необходимо взаимодействовать с врачами, с лечебными учреждениями, с пациентами. У выпускников в головах нет выстроенной логической цепочки выписки и прохождения рецепта, нет системы понимания рецептурного отпуска, они не знают, какой врач имеет право выписать тот или иной лекарственный препарат. Это очень большой пробел, поскольку если ты не знаешь, как должно быть, то не сможешь грамотно отреагировать на нарушение нормального хода вещей и даже не поймешь, где именно произошло нарушение. Фармацевты должны быть интегрированы в систему здравоохранения как ее неотъемлемая часть.

Кошелек или здоровье?

– В последнее время отношение к фармацевтам, стоящим у первого стола, примерно такое же, как к продавцам в колбасном отделе: что попросишь, то и продадут, причем постараются сделать это с максимальной финансовой выгодой для себя. А вы говорите, здравоохранение… – Знаете, все­таки лекарства – это не колбаса. Фармацевт, хотя он и занимается продажами, в первую очередь не торговый, а медицинский работник. Он обязан разбираться в свойствах и особенностях лекарственных препаратов и предлагать именно то, что действительно необходимо пациенту. – Но разве получение прибыли не является сейчас главной целью работников аптечных учреждений? – Цель аптечных учреждений – удовлетворить потребность пациента в получении определенного лечения, лекарственной помощи. Именно удовлетворение этой потребности и приносит в конечном итоге прибыль. Для фармацевта действует тот же принцип, что и для врача, – не навреди. Он в ответе за то, какую лекарственную помощь получит пациент. Если в аптеку приходит тяжелобольной человек и просит БАД в надежде исцелиться, то задача фармацевта – объяснить, что в данном случае нужны другие методы лечения. Фармацевт, в отличие от продавца, обязан знать, чем отличается лекарственный препарат от БАД или гомеопатических препаратов, нельзя относиться к лекарствам как простому товару на прилавке. – Если работа фармацевта так близка к работе медика, то почему не принять закон, который бы позволил утолить кадровый голод аптек за счет специалистов с медицинским образованием? – Ну тогда давайте и фармацевтам разрешим работать операционными сестрами в хирургических отделениях: тоже специальности в чем­то близкие! Каждый должен заниматься своим делом. Фармацевт обладает целым рядом профессиональных навыков и знаний, которым не обучают медиков. Сейчас, в связи с реформированием процессов отпуска лекарственных средств, роль работника первого стола особенно возрастает. Медленно, но верно происходит слом сознания, переход от повального самолечения к цивилизованному рецептурному отпуску.

Хотели как лучше…

– Вы считаете, что внедрение выписки лекарственных препаратов по МНН – это благо? – В принципе переход на МНН – это правильное решение, но сам процесс перехода не был достаточно подготовлен. Поэтому нередко возникают различные проблемы, связанные с отпуском рецептурных препаратов. – Фармацевты не были готовы к такому повороту событий? – В данной ситуации меня больше беспокоит врачебная неподготовленность. В аптеках все оказалось значительно проще: компьютеризация рабочих мест практически 100%­ная, есть электронные базы данных и т. д. Врачи, к сожалению, не всегда столь же хорошо оснащены компьютерной техникой, и выписка препаратов по МНН для многих представляет проблему. Что только не приносят в аптеки в качестве рецептов! Были даже случаи, когда врачи писали химическую формулу препарата вместо МНН. кар – А с выпиской по торговым наименованиям приходится сталкиваться? – Да. И в этом плане невозможно переоценить значение профессиональной квалификации фармацевта­первостольника, который должен оценить ситуацию и принять верное решение. Если рецептурный препарат выписан на бумажке, нужно суметь объяснить пациенту, что требуется именно рецепт. Бывает, что приходится искать телефон врача, звонить в поликлинику, выяснять. От фармацевта порой требуется умение сказать твердое «нет». – Вряд ли пациенту понравится, когда ему говорят «нет». Он ведь может пойти в другую аптеку, где скажут «да». – Если человек действительно заботится о своем здоровье, то он сумеет оценить грамотный отказ, означающий, что фармацевт не стремится к прибыли любой ценой, а осознает профессиональную ответственность за свои действия. К тому же отказ должен быть таким, чтобы человек не обиделся. Кстати, тонкостям общения фармацевтов тоже не учат в колледжах и вузах, а это очень важно. Пора понять, что и врач, и фармацевт, и пациент – это прежде всего люди, и общение между ними имеет огромное значение. – Вы учите своих сотрудников общаться с врачами и с пациентами? – Мы стараемся дать своим сотрудникам все необходимые для работы знания и навыки. У нас действует служба персонала, организована многоступенчатая система обучения, включающая институт наставничества, курсы подготовки в офисе, регулярные внутрикорпоративные семинары, тренинги и другие обучающие мероприятия.

Каких знаний требует жизнь

– Участвуете ли вы в семинарах, которые проводятся фармацевтическим обществом и другими профессиональными организациями? – Мы участвуем в тех мероприятиях, которые нам реально интересны, которые дают практическую отдачу. На откровенно маркетинговые семинары мы не ходим. Считаю, что нельзя отрывать людей от работы ради того, чтобы весь день слушать рекламную информацию о каком­то лекарственном препарате. – Какая тематика обучающих семинаров для вас наиболее интересна? – Мне в настоящее время наиболее интересны семинары психологической тематики, на которых учат работать с людьми. Важно, чтобы фармацевт не терялся в сложных ситуациях, чтобы умел аргументированно и вежливо отказывать, если это необходимо, чтобы мог убедительно рекомендовать пациенту обратиться к врачу, доходчиво объяснять особенности действия того или иного препарата и т. д. – А сами сотрудники стремятся к новым знаниям или их приходится «подталкивать» к обучению? – Все люди разные, для кого­то повышение профессионального уровня является внутренней потребностью, а кого­то этот вопрос не интересует. Но если человек хочет работать, то он хочет и учиться, в медицинских профессиях по­другому нельзя. – Часто говорят, что фармацевты не хотят учиться потому, что не видят профессиональных перспектив. Вы обеспечиваете своим сотрудникам возможности карьерного роста? – Статистика, которую отслеживает наш отдел персонала, свидетельствует, что каждый пятый сотрудник, проработавший пять лет, поднимается на очередную ступень карьерной лестницы, то есть либо становится заведующим аптекой, либо переходит на работу в офис. Если человек стремится к карьерному росту, то у нас он вполне может сделать это в рамках своей профессии и одной компании. – Можно ли с помощью различных законодательных актов в принципе решить кадровую проблему аптечных учреждений? – Реформы последних лет, в том числе и в сфере здравоохранения, грешат очень существенным недостатком: они не ставят во главу угла человека. Пока не появится четкого осознания того, что человек – это самое главное, будет сложно решать многие проблемы, в том числе и кадровую. К сожалению, я пока не вижу предпосылок для того, чтобы это осознание появилось.  
Сетевое издание PHARMEDU (18+) зарегистрировано в Роскомнадзоре 12.07.2019 г. Номер свидетельства Эл №ФС77-76297. Учредитель — Общество с ограниченной ответственностью «ФАРМЕДУ» (ОГРН 1185074012881).
Главный редактор — Т. Ю. Ходанович. Тел: +7 (495) 120-44-34, email: hello@pharmedu.ru
Публикация № P-8920
Мы используем файлы cookies. Оставаясь на сайте, вы принимаете условия. ОК