Бизнес–план аптеки от А до Я
Открытие аптеки. С чего начать? Какие подводные камни и трудности ожидают на этом пути? Для ответа на эти вопросы нужно выработать стратегию развития бизнеса. Помочь в этом может составление бизнес-плана.
Аптечный бизнес с каждым годом становится все более привлекательным для инвесторов. Что совсем неудивительно, ведь востребованность аптек и постоянно растущие потребности покупателей дают определенную гарантию того, что он будет успешным. Однако необходимо учитывать тот факт, что процесс открытия аптеки будет более сложным, чем какого-либо другого торгового предприятия. Это, в первую очередь касается оформления необходимого пакета документов, ведь аптечный бизнес лицензируемый. Учитывая, что конкуренция в этой сфере продолжает оставаться высокой, а начальные капиталовложения внушительные, открывать аптеку без продуманного и четкого бизнес-плана было бы рискованно и неразумно.
Форма бизнес-плана определена в Приказе Минэкономразвития №75 от 23.03.2006 «Об утверждении форм бизнес-планов, предоставляемых для заключения (изменения) соглашений о ведении промышленно-производственной (технико-внедренческой) деятельности, критериев отбора банков и иных кредитных организаций для подготовки заключения на бизнес-планы, критериев оценки бизнес-планов, проводимой Экспертным советом по технико-внедренческим особым экономическим зонам».
Бизнес-план разрабатывается на период, превышающий срок окупаемости проекта на один год. Этот документ должен включать: резюме (краткое описание проекта), финансовый, инвестиционный, производственный, маркетинговый, организационный и юридический разделы.
Финансовый раздел
Это ключевой раздел бизнес-плана. Содержит все финансовые расчеты:
– срок окупаемости;
– простая ставка дохода;
– чистая дисконтированная стоимость;
– внутренняя ставка дохода.
Предназначен для определения эффективности и финансовой состоятельности проекта и включает в себя несколько основных документов: баланс организации, план прибылей и убытков, прогноз движения наличности, оперативный план, план доходов и расходов. Планирование осуществляется на основе прогноза будущей деятельности фирмы в рамках определенного периода времени, а приведенные данные используются для анализа ее финансового состояния.
В этом разделе бизнес-плана раскрывается следующая информация:
– проведенные подготовительные мероприятия;
– круг лиц, ответственных за реализацию проекта;
– поэтапный план и сроки реализации проекта;
– размер средств, необходимый для реализации проекта;
– источники финансирования;
– сроки окупаемости;
– ожидаемая прибыль;
– план возврата заемных средств, гарантии.
В данном разделе обосновывается экономическая целесообразность проекта, это необходимо при рассмотрении кредитной заявки банк. Даже самым лучшим образом написанный инвестиционный раздел не гарантирует получение заемных средств, т.к. банк кредитует все-таки проект, а не документ, его описывающий.
Производственный раздел
Основная цель его составления – доказать потенциальным партнерам способность качественно и в срок производить товар (услугу), т.е. эффективности предприятия. В нем дается информация о процессе разработки продукта (товара, услуги или технологии), особенно нового, и о результатах в виде полученных патентов, лицензий, товарных знаков. Здесь же можно описать производственный процесс: последовательность операций, особенности (экологичность, безопасность, экстремальные условия), структуру издержек производства, перспективу их снижения и организацию сервиса.
Производственный раздел бизнес-плана интересен для кредиторов и инвесторов, прежде всего тем, что представляет анализ людских ресурсов и управленческого аппарата, раскрывает, кто персонально стоит за данным бизнесом.
Маркетинговый раздел
Он разъясняет потенциальным партнерам, как организация намерена воздействовать на рынок и потребителя, чтобы обеспечить сбыт своей продукции, и содержит следующие разделы:
– маркетинговая стратегия;
– анализ рынка;
– ценообразование;
– система продвижения товара.
Организационный раздел
Рассказывает, какова будет организация проекта и как планируется налаживание данной работы. Он должен ознакомить заинтересованных лиц с формой собственности, вопросами руководства компанией, распределения полномочий и ответственности, особенностями организационной структуры. При его составлении необходимо определить: – форму собственности предприятия (общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество и т.д.); – основных участников или главных акционеров организации.
Л. В. Ковалева, ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. Разумовского
Источник: Журнал "Новая Аптека"

Главный редактор — Т. Ю. Ходанович. Тел: +7 (495) 120-44-34, email: hello@pharmedu.ru
Публикация № P-23738