Маркировка лекарств: работаем с возражениями покупателей

21 ноября 2019

Маркировка лекарственных средств — один из самых масштабных проектов в фармотрасли за последние годы. Закономерно, что ее введение вызывает большой резонанс не только в профессиональном сообществе, но и среди потребителей, которых тревожит немало вопросов. И если первостольники заранее подготовят аргументированные и убедительные ответы, у покупателя не останется сомнений: маркировка нужна в первую очередь именно ему.

Жили неплохо и без маркировки. Зачем она вообще нужна?

Маркировка ввелась, чтобы оградить потребителей от недоброкачественных, фальсифицированных и контрафактных лекарств. Теперь каждый покупатель промаркированного препарата может быть уверен в его качестве. Кстати, маркировка уже введена во многих развитых странах мира. Так, уже несколько лет каждая пачка лекарства отслеживается в США, а с февраля 2019 года и в странах Евросоюза.

Такое и я нарисовать смогу. Это же абракадабра какая-то, что тут можно зашифровать?

При маркировке производитель лекарства наносит на упаковку двухмерных штриховой код товара — Data Matrix. Это уникальный номер, который делится на две части – код идентификации и код проверки, или крипто-хвост. В них зашита информация именно об этой упаковке лекарства, включая серийный номер и срок годности. С помощью Data Matrix препарат учитывается на каждом этапе его пути от производителя к покупателю.

В отличие от бумажной марки, цифровой код очень сложно подделать. Данные о лекарстве невозможно удалить из системы или каким-то образом исправить благодаря современным криптотехнологиям. Серию уникальных кодов нельзя предсказать, а крипто-хвост не повторяется на протяжении 5 лет с момента выпуска конкретной позиции. Data Matrix – очень надежная защита, и теперь вы и можете быть абсолютно уверены, что приобретаете нефальсифицированное, качественное лекарство.

Почему маркировка только на картонной коробке, а на самом флаконе ее нет?

Маркировка наносится на вторичную, так называемую потребительскую упаковку, то есть на картонную коробку препарата. Только если лекарство отпускается без потребительской упаковки, Data Matrix наносится на сам блистер или флакон.

Мне кажется, что маркировка на упаковке лекарства какая-то затертая. Это нормально?

Если бы код Data Matrix действительно был поврежден, система не считала бы код и онлайн касса не сформировала чек. То, что система разрешила продажу лекарства, уже доказывает – цифровой паспорт работает, а препарат нефальсифицирован. Кроме того, Data Matrix – очень надежный код. Он считывается даже если 30% его повреждены, при этом вероятность ошибки всего 1 на 10 миллионов символов.

Из-за этой маркировки только очереди в аптеках стали больше.

На самом деле, чтобы считать нанесенный на упаковку цифровой код, нужно несколько секунд. Примерно столько же необходимо на отправку сведений о лекарстве оператору фискальных данных. Поэтому даже если сам процесс отпуска препаратов и стал длиться дольше, то на считаные минуты. Зато вы теперь можете быть абсолютно уверены в том, что купили качественный препарат. И даже убедиться в этом лично.

А как я могу убедиться в том, что мое лекарство неподдельное?

Чтобы узнать подробную информацию о конкретной упаковке лекарства, вам нужно установить на смартфон бесплатное приложение «Честный знак». В уголке покупателя есть подробная инструкция, как это сделать.  После этого вам достаточно навести на цифровой код камеру телефона. Приложение выдаст данные, что это за препарат, какая у него серия и срок годности, кто производитель и владелец на настоящий момент.

Чтобы покупатель смог самостоятельно ознакомиться с самыми важными для него аспектами маркировки лекарств, уместно дополнить уголок покупателя подробной инструкцией о том, как скачать бесплатное приложение «Честный знак» и каким образом с его помощью проверить легальность лекарства или отправить заявку при выявлении несовпадений.

Что делать, если серия лекарства не совпадает с серией, которая была «прочитана» из Data Matrix?

Если вы заметили несоответствие или код маркировки вообще не был найден в приложении, вы можете сразу же оставить заявку в программе «Честный знак». Информация будет немедленно передана соответствующим контрольно-надзорным органам, которые ее проанализируют и проведут проверку.

В новостях сказали, что все лекарства должны иметь цифровой код, а на упаковке, которую я купил, никакого кода нет. Значит, вы продали мне поддельное лекарство?

Действительно, маркировка лекарств уже началась. Но пока обязательной маркировке подлежат только лекарства из перечня семи высокозатратных нозологий. Это всего 27 международных наименований лекарственных средств, предназначенных для лечения тяжелых заболеваний, таких как гемофилия, рассеянный склероз и некоторые другие. Все остальные препараты будут промаркированы с 1 января 2020 года. Хотя, возможно, срок введения обязательной маркировки лекарственных препаратов перенесут на 1 июля 2020 г. 

Значит, уже 1 января в аптеках не будет ни одного лекарства без маркировки?

Это не так. Препараты, выпущенные до 1 января, будут в продаже до окончания срока годности, который может достигать пяти лет. Но обычно лекарства «не залеживаются» – в среднем они продаются за 1,5 года. По предположениям, все препараты без маркировки, которые есть в российских аптеках, будут куплены за 2-3 года, и тогда в обращении останутся только промаркированные средства.

Марина Поздеева, Pharmedu

Теги
маркировка МДЛП
Поделиться:
Сетевое издание PHARMEDU (18+) зарегистрировано в Роскомнадзоре 12.07.2019 г. Номер свидетельства Эл №ФС77-76297. Учредитель — Общество с ограниченной ответственностью «ФАРМЕДУ» (ОГРН 1185074012881).
Главный редактор — Т. Ю. Ходанович. Тел: +7 (495) 120-44-34, email: hello@pharmedu.ru
Публикация № P-34249
Мы используем файлы cookies. Оставаясь на сайте, вы принимаете условия. ОК