Обязательная маркировка лекарств: встречаем во всеоружии

4 сентября 2019

Обязательная маркировка  станет ключевым событием для всей индустрии фармакологического ритейла в России последних лет. Как провести реорганизацию бизнеса с минимальными затратами, к чему следует готовиться и кто выиграют от новых мер? Как не «утонуть» в мире нового закона? Об этом  рассказывают управляющий директор Pharmedu Татьяна Ходанович, генеральный директор центра компетенции в области маркировки и мониторинга движения лекарственных препаратов Track & Trace Educational Center Владимир Плохих и эксперт в области разработки IT-решений для оборота лекарственных препаратов Арсен Аракелян.

Нововведения, касающиеся обязательной маркировки лекарств, безусловно окажут непосредственное влияние на всех участников рынка. Производителям лекарств предстоит решить нелегкую задачу размещения криптохвоста в 44 знака на упаковке препарата без снижения качества печати и брака упаковки, дистрибьюторам теперь необходимо обеспечить хранение полной истории всех операций и трансформаций, а аптекам, на которых мы и остановимся подробнее, теперь нужно установить специальное считывающее оборудование и настроить программное обеспечение. Очевидно, что к новым правилам игры стоит отнестись максимально внимательно и учесть все возможные финансовые траты и время на обучение персонала.

У аптек этот процесс может затянуться от 1 до 3-х месяцев. Тем не менее, пока не до конца ясен механизм внедрения некоторых рабочих моментов. Так, прием товара теперь нуждается в попозиционном сканировании, что, в свою очередь, повлечет за собой нужду в найме нового персонала. Еще увеличится время продажи товара, поскольку теперь продажа будет осуществляться по тому же алгоритму, что и продажа алкоголя: необходимо будет просканировать два штрих-кода, которые сначала нужно будет отыскать, ведь форма, размер и оформление у различных препаратов существенно отличаются.

На пороге перемен

Обязательная маркировка товаров, имеющих особую значимость для экономики, в следующем году отметит пятнадцатилетний юбилей. В 2005 году впервые в экспериментальном порядке стали маркировать оптовые партии алкоголя, а с 2016 года вся алкогольная продукция в нашей стране подлежит обязательной маркировке. В последние годы похожие меры затронули самые уязвимые в плане контрафакта и налоговых нарушений отрасли — табачный ритейл, поставки меха, древесины, отдельных категорий обуви и ряд других. По некоторым данным, к 2024 году планируется маркировать все без исключения товары в розничной торговле.

«У многих участников рынка остается надежда, что маркировку отменят. Но нет, спешу разочаровать, она будет введена, рано или поздно. Без данного процесса часть лекарств, производимых на Западе, не сможет даже пересечь границу. Поэтому — не стоит тянуть с подготовкой к данному процессу, иначе придется внедрять все впопыхах», — предостерегает управляющий директор Pharmedu Татьяна Ходанович.

Зачем это нужно? Прежде всего, для борьбы с контрафактом там, где его много и где он наиболее опасен. Затем маркировка помогает отследить движение грузов и оптимизировать их логистику. В случае с лекарствами это улучшит обеспечение населения жизненно важными препаратами и исключит нарушения в ценообразовании. Наконец, простому покупателю маркировка позволит проверять подлинность и настоящую цену лекарства перед приобретением.

Новые положения регулируются несколькими нормативно-правовыми актами, в первую очередь — Федеральным законом от 28 декабря 2017 года № 425-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств». Подготовка к нововведению регламентируется постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 2017 года № 62 «О проведении эксперимента по маркировке контрольными (идентификационными) знаками и мониторингу за оборотом отдельных видов лекарственных препаратов для медицинского применения».

Учет и контроль

Розничная торговля лекарствами, в соответствии с новым законом, будет основываться на полной прозрачности всей цепочки, которую проходит лекарство, от завода изготовителя до продажи покупателю. В инфраструктурном плане процесс выглядит несложным: изготовитель наносит на упаковку специальный код, дистрибьютор, получая товар, сканирует коды и накладные на товар и передает его в аптечную сеть. Там каждая аптека также осуществляет «входной контроль», заносит в единую базу поступившие препараты и накладные, а продавая лекарства клиенту — сканируя каждую единицу отпускаемого товара специальным сканером — «регистратором выбытия».

Эксперты указывают на особую сложность «человеческого» аспекта внедрения новшеств. Арсен Аракелян отмечает, что «это не локальный проект, не локальные изменения в компании. Они затрагивают всю товаропроводящую цепочку закупок, логистики, маркетинга до выбытия, и целесообразно такую деятельность вести как проект. Соответственно, необходимо организовать рабочую группу проекта, назначить ответственного руководителя проекта, который координирует действия, и у которого есть макровидение всех бизнес-процессов компании. Это должен быть такой человек, хорошо знающий специфику бизнеса». Действительно, именно директорам и управляющим предстоит не только организовать перестройку деловых процессов в аптечных учреждениях, но и обучить всех своих сотрудников работе в новых условиях.

Наконец, важный и сложный аспект — технический. Маркировка лекарств позволяет создать так называемый «криптохвост» — отслеживание перемещения упаковки с определенным криптографическим кодом. Эта информация, считываемая сканерами с упаковок и документов, будет передаваться в информационную систему мониторинга движения лекарственных препаратов (ИС МДЛП), оператором которой является Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).

Три шага к обязательной маркировке лекарств: план, люди, техника

  1. План. Эксперты рекомендуют генеральным директорам начинать подготовку к введению новых мер с составления плана. Этот план должен включать в себя организацию ответственной рабочей группы и обучение персонала нормативно-правовой базе и новым принципам работы. Финансовые аспекты плана должны покрывать не только закупку техники (иногда — через тендер) и обучение персонала, но и «подстраховку» на случай неизбежных отклонений от стандартного торгового процесса.
  2. Люди. Как уже говорилось выше, переводом персонала на новые принципы работы должен заниматься ответственный и опытный сотрудник, создающий для этого рабочую группу. В процесс подготовки следует включить не только изучение нормативно-правовой базы, способов работы с новым оборудованием и информационными системами, но и новые составляющие работы с покупателями. Именно провизор-первостольник должен будет объяснить покупателю суть изменений, помочь разобраться с его новыми правами и возможностями. Особое внимание специалисты призывают уделить нестандартным, сложным случаям. Владимир Плохих отмечает: «На каждый идеальный случай приходится пять-десять неидеальных, когда не соответствуют содержание коробки документам, а документы не соответствуют тому, что передано через систему МДЛП». Каждый, кто работает с покупателем, должен освоить механизмы обратного акцепта, ликвидации пересорта и так далее.
  3. Техника. Технический этап подготовки включает в себя регистрацию в системе ФГИС МДЛП, получение усиленной электронной подписи для документооборота с системой, закупку и настройку оборудования и программного обеспечения. Следует учесть, что сканер потребуется на каждое рабочее место, каждый склад. Арсен Аракелян предостерегает от надежды на одномоментный переход: «Для больших и средних компаний целесообразно делать это не сразу в масштабе всей компании, а выбрать пилотную зону, например, одну аптеку и один склад, которые можно оснастить оборудованием, иметь возможность протестировать несколько поставщиков брендов оборудования, выбрать максимально подходящий».

Как видно, переход к новым реалиям торговли лекарствами — многомерный и непростой процесс. Эксперты предсказывают, что продавцы пройдут это испытание по-разному: «Если на улице есть 10 аптек, в 5 аптеках система не работает или они не готовы, не могут продать лекарства, то у всех остальных, которые рядом, появляется конкурентное преимущество», — отмечает Арсен Аракелян. Таким образом, своевременное внедрение системы МДЛП будет одним из самых очевидных способов выйти вперед в 2020 году.

Источник:  Деловой мир

Теги
маркировка МДЛП
Поделиться:
Сетевое издание PHARMEDU (18+) зарегистрировано в Роскомнадзоре 12.07.2019 г. Номер свидетельства Эл №ФС77-76297. Учредитель — Общество с ограниченной ответственностью «ФАРМЕДУ» (ОГРН 1185074012881).
Главный редактор — Т. Ю. Ходанович. Тел: +7 (495) 120-44-34, email: hello@pharmedu.ru
Публикация № P-34155
Мы используем файлы cookies. Оставаясь на сайте, вы принимаете условия. ОК