Московские аптеки (mosapteki.ru), Москва, 26 февраля 2021

26 февраля 2021

ке работы ФАПов - еще до девяностых, в тот период, когда сегодняшний фармацевтический рынок еще не начинал складываться. Фельдшерско-акушерские пункты действительно занимались лекарственным обеспечением населения - и мы очень активно с ними работали, - вспоминает Татьяна Коваленко. - Организовано это было так: фельдшер брал по договору, по накладной, лекарственные препараты из аптеки. Аптека привозила их и контролировала, как они хранятся. Помогали ФАПам и с оборудованием. За реализацию лекарств фельдшер получал десять процентов от их розничной стоимости. С нами работали сорок три ФАПа в Подмосковье, в Раменском районе... Вся цепочка была выстроена и продумана. А потом все это перечеркнули: коммерческим аптекам стало запрещено этим заниматься, а у государственных, видимо, больше не было возможности". А ведь механизм лекарственного обеспечения на селе был действенным!

"Вероятно, если будет принято решение предоставить фельдшерско-акушерским пунктам возможность ведения и фармацевтической деятельности, это также поможет изменить ситуацию к лучшему, - предполагает Антон Михеев. - Важным моментом в этом направлении является частичное субсидирование работы данных пунктов (на постоянной основе) со стороны государства, поскольку их экономическая привлекательность для частного бизнеса остается под вопросом".

"В "пилотном режиме" сейчас работаем и с фельдшерско-акушерскими пунктами, чтобы в них открывались аптечные отделы и они могли реализовать определенную номенклатуру лекарственных препаратов, - рассказывает Александр Петров. - Сегодня ФАПы сотнями восстанавливаются во многих регионах. Нам нужно отладить схему их работы как учреждений первичной медицинской помощи... Чтобы человек не оставался без лечения только из-за того, что живет в маленьком поселке".

В случае с ФАПом четко видно: аптека и медицинское учреждение - взаимосвязанные элементы единой системы. Системы здравоохранения. Возможно, это направление - одно из перспективных для законопроекта, работа над которым сегодня продолжается.

ПОДДЕРЖИВАТЬ ЖИЗНЬ АПТЕКИ ИЗ БЮДЖЕТА

Следующий способ решить задачу о физической доступности лекарства в том, чтобы посмотреть на аптечную организацию как на важную часть системы здравоохранения.

"Мы видим, что ряд регионов начал развивать работу государственных и муниципальных аптек и аптечных пунктов, чтобы они могли нашим льготным категориям граждан выдавать лекарственные препараты рецептурного плана. Нам нужно особенно защитить граждан пенсионного возраста, инвалидов, малоподвижных пациентов... - обращает внимание Александр Петров. - Многие регионы выделяют и из своих региональных бюджетов средства на содержание таких фактически социальных аптек. Социальных потому, что они никогда не принесут финансовую прибыль. Во-первых, там мало населения; во-вторых, у людей сниженная покупательская способность. И задача одна - поддерживать жизнь таких аптек из областного бюджета. Мы очень благодарны тем регионам, которые включились в эту работу".

Конечно, положение регионов может быть абсолютно разным. Вспомните различия в доступности тех же льготных лекарств в разных уголках страны! Но самое главное - первый шаг сделан. Теперь важно помочь полезному начинанию, чтобы вслед за первым шагом был и второй, и десятый.

"Может быть, социальным аптекам нужны не льготы, а конкретное финансирование на конкретную работу. Это же работа! Выполнение фармацевтической деятельности в удаленных и труднодоступных районах, - продолжает соавтор законопроекта. - Надо понять только, за счет какого бюджета будет происходить оплата. Ведь это выездные бригады, это расстояния, это бензин, это зарплаты. Если сказать "давайте включим в цену лекарства", это будет за счет граждан. Это неправильно.

Как раз в Еврейской АО на Дальнем Востоке мне показали подходы к развитию социальных муниципальных аптек - через открытие аптечных пунктов в небольших селах. Я поддерживаю эту идею. Конечно, это головная боль для областного бюджета, но это абсолютно правильное решение". Работа пока на старте: выделено финансирование на ремонт помещений и открытие будущих аптек.

ЛЬГОТНОЕ ЛЕКАРСТВО: СИТУАЦИЯ КРИТИЧЕСКАЯ

Первая из поправок "аптечного" законопроекта - тоже о доступности лекарственного средства. Точнее, о том, что главный лекарственный закон №61-ФЗ должен быть направлен на ее обеспечение для населения. С этим трудно не согласиться, и особенно остро вопрос стоит в льготном сегменте.

"Даже по льготным рецептам месяцами не привозят лекарства, в т.ч. федеральным льготникам, - констатирует Александр Петров. - Сам проехал по аптекам ряда населенных пунктов на Дальнем Востоке. Спрашивал элементарные лекарства: большинства нет в ассортименте. Спросил и о "льготных" препаратах: можно ли купить у вас за деньги те наименования, что значатся в рецептах? Но ответ был одним и тем же: у нас их нет. Один-единственный лекарственный препарат из льготного списка нашел в аптеке за деньги. Все!

Даже за деньги нельзя приобрести...

Как можно жить, например, без инсулина?

И если один диализный пациент пришел с вопросом об эритропоэтинах - значит, это проблема не одного человека. Значит, это проблема всех пациентов".

ЗАДАЧА №2. Аптека между двух статусов

Определить положение аптеки порой не легче, чем решить уравнение с несколькими неизвестными. И именно со статусом аптечной организации связана значительная часть проблем доступа пациента к лечению. Два года назад, когда "аптечные" парламентские инициативы только начинали разрабатываться, исполнительный директор аптечной сети "Эвалар" Светлана Кошелева на страницах МА обратила внимание: в настоящее время четкого определения аптеки нет. С одной стороны, это розничная точка и ее может регулировать закон "О торговле". С другой стороны, работу аптеки регулирует и закон "Об обращении лекарственных средств".

Выживая по правилам рынка, аптеке порой трудно выполнять свою социальную функцию. Во многих сложных ситуациях будущее аптеки оказывается под большим вопросом, что и показала статистика 2020-го.

"Аптеки выполняют важнейшие социальные функции. А значит с точки зрения доступности для гражданина-пациента, к ним необходимо подходить как к социальным объектам", - замечает Андрей Исаев. Депутат обращает внимание: роль аптечной организации нельзя ограничивать простым отпуском лекарств. Для пациентов необходимы и рецептурно-производственные отделы...

Дополненное в законопроекте определение аптеки пока не дает ей возможности вернуть свое место в системе здравоохранения. Может быть, при дальнейшей работе над документом важно отметить именно это основное понятие?

ДЕ-ФАКТО И ДЕ-ЮРЕ

Ряд наших экспертов отметил такую инициативу, как определение аптечной сети.

"Уже не один год и даже не одно десятилетие мы знакомы с понятием "аптечная сеть". Любой фармацевтический специалист сможет, не задумываясь, назвать минимум 5-7 аптечных сетей, их преимущества и недостатки. Поэтому появление определения "аптечная сеть" в Федеральном законе не вызывает недоумения, а наоборот, позволяет оперировать данным понятием для дальнейшего регулирования деятельности, что мы можем наблюдать при дальнейшем изучении предлагаемых изменений", - комментирует Анна Котлярова, доцент кафедры фармакологии с курсом фармации факультета ДПО Рязанского государственного медицинского университета.

"Юридическое закрепление понятия "аптечная сеть" - крайне необходимая и знаковая инициатива, - считает и Ярослав Шульга, руководитель консалтинговой компании Shulga Consulting Group. - Безусловно, что критерии включения организации в "аптечную сеть", а возможно, даже критерии исключения - крайне непростой и болезненный вопрос. Очевидно, что фиксация этого статуса в законодательном акте во многом "даст зеленый свет" для новых регуляторных инициатив. Очевидно, что далеко не все эксперты, специалисты, участники аптечного рынка будут согласны с критериями определения аптечных сетей, какими бы эти критерии ни оказались в итоге. Но в любом случае отсутствие понятия "аптечная сеть" на законодательном уровне значительно ограничивало многие и многие иные инициативы, как нужные и целесообразные, так и с совершенно обратным эффектом".

ЗАДАЧА №3. Сохранить маленькие аптеки

Несмотря на всю важность роли аптеки, аптек в пандемию стало меньше. Но это в целом в масштабах страны. Руководители аптечных организаций констатируют: многие не смогли пережить "закручивания гаек" со стороны дистрибуторов. Резкое сокращение сроков платежей в сложнейший период борьбы с вирусной угрозой - и в результате закрытие фармацевтических учреждений.

Вероятно, свою роль сыграли и форматы аптечных организаций. Как замечает Андрей Исаев: " Только по итогам минувшего года десять крупнейших аптечных сетей владеют 36% рынка. Отметим, что год назад это было 33%. 20 аптечных сетей - это уже половина отечественного рынка. А "первая сотня" - 63%. Год назад было на 3% меньше - "всего" 60".

Получается, что среди вынужденных закрыться было больше малых аптечных организаций. С этой точки зрения предложенные в законопроекте ограничения конкуренции вполне понятны - проблема обозначена верно. Однако приведет ли предложенная поправка - об ограничении доли аптечной сети порогом в 20% объема реализованных лекарств и медизделий - к желаемым результатам?

"Могут возникнуть трудности в применении данной нормы закона в сельской местности, где всего одна открытая аптека может занимать от 30 до 100% объема реализации лекарственных средств и медицинских изделий, - обращает внимание Анна Котлярова. - Таким образом, будут районы, где вообще станет невозможно открыть новую аптеку".

Замечание более чем верное. В малом населенном пункте норма о проценте монополизации рискует навредить доступности фармацевтической помощи. В крупных же городах могут быть задействованы различные механизмы по обходу ограничений.

"Да, понятно, какие пути возможны, - комментирует Александр Петров. - Но нельзя просто смотреть, как на пять-шесть процентов в год увеличивается монополизация аптечного рынка. Мы должны защищать наших граждан! Безусловно, закон еще спорный во многих моментах. Надо еще многое обсудить, постараться найти компромиссное решение. Очень надеемся на конструктивную работу в рабочих группах при подготовке ко второму чтению. Но и молчать мы тоже не можем. Потому что это неправильно".

Небольшие аптеки уже получили сокрушительный удар, когда был отменен ЕНВД, замечает парламентарий. Многие из них не смогли пережить эту ситуацию.

"Нам бы хотелось, чтобы аптечные сети не выдавливали с рынка маленькие аптеки, которые изначально проигрывают по возможности получения лекарственных препаратов. Ведь с маленькими аптеками никто из крупных дистрибуторов не хочет иметь дела. И в целом у них гораздо больше проблем, чем у аптечных сетей. Но нам их - единичные аптеки - надо сохранить! - призывает Александр Петров. - Нам надо сохранить и государственные аптеки. Потому что для нас аптеки - это социальное благополучие граждан, это вопрос номер один".

Первый шаг сделан - проблема оказалась в центре внимания. Теперь важен следующий - внимательно изучить все методы ее решения.

ЗАДАЧА №4. Не навредить аптечным организациям

Маленькая неточность в нормативном документе может привести к серьезным переменам в судьбе человека или предприятия. Поэтому важно обратить внимание и на те риски, которые содержит сегодняшняя, стартовая версия "аптечного" законопроекта.

"Правительство РФ дало неоднозначное заключение на ряд предлагаемых ограничений - в частности, отметило риски вымывания из аптечного ассортимента лекарственных средств нижнего ценового сегмента, - обращает внимание Светлана Кошелева. - Также в заключении правительства отмечаются риски сокращения отсрочек по платежам со стороны аптечных организаций, и это обоснованные опасения. Особенно когда в ситуации пандемии многие аптеки столкнулись с сокращением покупательского трафика, потерей товарооборота и, как следствие, нехваткой оборотного капитала".

"Чтобы аптечные организации могли открываться, а тем более в отдаленных уголках, где спрос невелик и содержание аптек абсолютно невыгодно, - им необходимы как минимум гарантии покрытия нераспроданных запасов, - замечает Татьяна Ходанович. - По-хорошему, вопросом перехода от системы с маркетинговыми договорами нужно было заниматься в 2012-2013 гг., когда был еще рост в фармацевтическом секторе. Но насколько я помню, с этого периода лекарственный рынок только падает. В 2020 г. он показал рост по антибиотикам и противовирусным средствам (включая противоковидные препараты)... И все. Остальное, увы, стремится к нулю.

Чтобы в такой ситуации появилась доступность препаратов в малых населенных пунктах, государственный регулятор должен принять на себя решение этой задачи. Государству нужно стимулировать открытие аптечных организаций".

Будущее аптеки - главная задача сегодняшнего дня.

http://mosapteki.ru/material/aptechnaya-set-rossii-pridut-inye-vremena-14082

Поделиться:
Сетевое издание PHARMEDU (18+) зарегистрировано в Роскомнадзоре 12.07.2019 г. Номер свидетельства Эл №ФС77-76297. Учредитель — Общество с ограниченной ответственностью «ФАРМЕДУ» (ОГРН 1185074012881).
Главный редактор — Т. Ю. Ходанович. Тел: +7 (495) 120-44-34, email: hello@pharmedu.ru
Публикация № P-35651
Мы используем файлы cookies. Оставаясь на сайте, вы принимаете условия. ОК