Инвест-Форсайт (if24.ru), Москва, 18 января 2021

18 января 2021

Чего ждать от фармы в 2021 году

Автор: Ходанович Татьяна

Главный тренд, который изменил наш образ жизни в целом и фарму в частности, - удаленная работа. Все представления о работе и подходах к организации бизнеса перевернулись и будут развиваться в этом направлении. Фармацевтический рынок говорит о дистанционных коммуникациях с 2011 года. Рынок фармы крайне консервативен, и это понятно: слишком много ограничений, не только законодательных, но и этических, плюс нельзя забывать об ответственности, которая лежит на каждой фармацевтической компании. Но 2020 год заставил фарму прийти к онлайну быстрыми шагами.

Дистанционные форматы коммуникаций и обучения будут все глубже уходить в формат интерактивности, квестов и геймификации. Все будет направлено на вовлеченность, только так будет повышаться эффективность онлайн-форматов. Сообщения станут еще короче и "по делу", подстроятся под "клиповое мышление".

В ближайшем будущем коммуникация с клиентом будет сводиться почти к индивидуальному диалогу. То есть все больше фармкомпании будут выстраивать диалог с пациентом через интерактивные окна приложений/каналов в соцсетях. Если раньше было понятие "лицо бренда", теперь будет именно "личность бренда", "амбассадор бренда", который от имени компании общается с потребителем.

Доля дистанционной торговли лекарствами будет все увеличиваться и также войдет в привычку. Сейчас охват электронной торговли в Москве - порядка 10% населения, в ближайшие год-два цифры вырастут до 30% и до 50% за три года. В регионах сейчас доля 20%, по регионам прирост будет медленнее - до 30% в ближайшие несколько лет.

Телемедицина тоже не заставит себя ждать: после того как мы закончим бороться с пандемией и ее последствиями, попадем в новую реальность, где телемедицина займет свое место. Уже сейчас в той или иной мере реализуется дистанционное консультирование, запускается все больше сервисов. Мы тоже не остались в стороне и в пандемию запустили проект по информированию населения по лекарственным средствам.

Кроме того, уже сейчас при наличии анализов можно получить консультацию врача удаленно, просто в ближайшее время это все должно автоматизироваться. Основными потребителями, конечно, здесь станет молодое поколение: они склонны менять формат взаимодействия с врачами, проходить чекапы, на основании которых врачи смогут отслеживать изменения. Плюс электронные карты позволят к любому врачу обращаться вне зависимости от привязки к какой-то клинике.

Если рассматривать более прикладные вещи, то и явления ушедшего года перетекают в нынешний. Первый важный момент. Систему маркировки лекарственных средств обещают поднять к февралю. Внедрять ее будут в течение года, проскочить этап отладки невозможно, делать это необходимо не в авральном режиме и не на пике пандемии. Думаю, если всем подойти к вопросу как к данности, то до конца года отладим - и все привыкнут жить и в этой новой реальности. Тем более после того, как прошли тяжелые время с очередями и невозможностью отпустить лекарство из аптек быстро.

Второй не менее важный пункт. Лекарства в аптеках будут дорожать, это понятно даже самому простому обывателю. Тут накладывается много факторов: и санкции, и маркировка, и сокращение бюджетов фармкомпаний, и ухудшение экономического положения - все это ляжет в цену лекарства.

Третий тренд, который мы прогнозировали на этот год, по сокращению аптек уже наметился: где-то 1000 аптек по РФ закрылись, сокращение точек продолжится. Продажи фармацевтических компаний кроме антибиотиков и противовирусных стремится к нулю, по данным аналитических агентств. Все перестали обращать внимание на другие заболевания, кроме Covid-19, а меж тем эпидемия гриппа бьет также рекорды в этом сезоне.

Если резюмировать, то нам событий, которые произошли в 2020-м, еще хватит на несколько лет, чтоб осознать и пережить.

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг

Татьяна Ходанович

https://www.if24.ru/chego-zhdat-ot-farmy-v-2021-godu/

Поделиться:
Сетевое издание PHARMEDU (18+) зарегистрировано в Роскомнадзоре 12.07.2019 г. Номер свидетельства Эл №ФС77-76297. Учредитель — Общество с ограниченной ответственностью «ФАРМЕДУ» (ОГРН 1185074012881).
Главный редактор — Т. Ю. Ходанович. Тел: +7 (495) 120-44-34, email: hello@pharmedu.ru
Публикация № P-35647
Мы используем файлы cookies. Оставаясь на сайте, вы принимаете условия. ОК